Национальное музыкальное академическое искусство в Украине: приоритеты репертуарной политики


В условиях стремительного превращения окружающей среды, социальных институций, бытового уклада, вызванного как развитием современной цивилизации, так и глобальными геополитическими изменениями, именно культуре отводится роль выдающегося фактора творческого жизненного уклада, неисчерпаемого источника общественных нововведений. Одним из самых главных факторов вообще культуры в Украине всегда была музыкальная культура.

Во все времена отношение к национальной музыкальной культуре, степень ее востребованности в обществе было определенным отражением государственной культурной политики. За суммой артефактов всегда просматривались те или другие общие тенденции государственного культуротворення. Музыкальное нынешнее время Украины представляет особенный интерес. Ведь в настоящее время есть все основания для изменения сознания человечества, которое вступило в ХХИ ст., для проявления, взлелеянной в мечтах веками, свободы творческой личности [1].

На поприщах Украины жилы и творили такие славные украинские композиторы, как М. Березовский, Д. Бортнянський, А. Ведель, которые оставили непревзойденные образцы хоровых произведений, П. Нищинський, М. Вербицький, которые писали произведения для музыкального театра. Но самой выдающейся фигурой в украинском национальном искусстве был и остается сегодня М. В. Лысенко, который оставил нам огромное музыкальное наследство. В течение своей творческой жизни он написал сотни произведений, начал или творчески развил все музыкальные жанры: оперный и симфонический, ораториальный для кантаты и хоровой, камерно-вокальный и камерно-инструментальный. Композитор был основателем национального движения в украинской музыке. Творчество М. Лысенко создало почву для дальнейшего развития украинского академического музыкального искусства - М. Лысенко были созданы принципы профессионального музыкального образования в Украине. Он воспитал целую плеяду учеников - композиторов, которые подражали учителю, способствовали расцвету музыкального искусства в Украине. Среди них М. Леонтович, Я. Степной,

К. Стеценко, Б. Лятошинський, Л. Ревуцький, а позже - А. Штогаренко,

К. Данькевич. Эти композиторы вывели украинскую профессиональную музыку на мировой уровень симфонизма, на новый уровень музыкального мышления и были творцами современной национальной композиторской школы. Их последователями стали Есть. Станкович, Л. Дичко, В. Сильвестров, М. Скорик, И. Карабиць, О. Кива, О. Костин и, конечно, композиторы новой генерации, среди который Г. Гаврилець, И. Щербаков, В. Рунчак и много других. Это список можно было бы продолжать и продолжать. Но даже из такого далеко не полного перечня фамилий украинских композиторов видно, какую яркую и весомую часть вносит украинская национальная академическая музыка в мировую казну музыкального искусства [2].

В то же время, сегодня украинское музыкальное академическое искусство как таковое в мире представлено лишь украинскими исполнителями - художественными коллективами и отдельными артистами-музкантами. Что же касается наработки украинских композиторов (и классиков, и наших современников), то их произведения мировому сообществу почти не известны. Во время гастролей из репертуара украинских исполнителей и художественных коллективов исключаются произведения украинской национальной музыки [3].

Вот хотя бы такие примеры. Гастрольный репертуар симфонического оркестра Национальной филармонии Украины в 2005 году складывали произведения

А. Хачатуряна, Р. Штрауса, Г. Малера, Ф. Листа, П. Чайковского,

С. Рахманинова. Ни одного произведения украинских композиторов [4].

В репертуаре гастролей Национальной оперы Украины в Турции, Австрии, Германии, Японии оперы "Турандот" Дж. Пуччини, "Борис Годунов" М. Мусоргского, "Айда" Дж. Верди, "Кармен" Ж. Бизе, балеты "Золушка" С. Прокоф'ева, "Дон Кихот" Л. Минкуса и премьерное представление "Виват, Моцарт"!. Опять видим, что ни украинской оперной классики, ни произведений современных украинских композиторов [5].

Ни в коей мере нельзя отрицать стремление художественных коллективов демонстрировать свой высокий исполнительский уровень на образцах мировой музыкальной классики. Но логическим и естественным было бы коллективам, которые имеют высокий статус национальных, представлять зарубежному слушателю и зрителю хоть кое-что из достояния украинского национального музыкального искусства. Тем более, что украинские музыканты в своей наработке имеют произведения национальных композиторов. Да, на пример, симфонический оркестр, управляемый М. Дядюрою имеет в своем репертуаре такие произведения вокально-инструментального жанра как "Украинский реквием", или монооперу "Нежность" В. Губаренка и тому подобное [4].

В политике и в экономике Украина стремится добыть в борьбе свое место в Европе и в мире. На это идут большие усилия. Это же самое должно происходить и в искусстве вообще, и в музыкальном искусстве в частности. Украина не получит признания страны, достойной к вступлению в ЕС или вообще в Европу без признания ее культуры и искусства [3]. В то же время, анализ репертуара художественных коллективов свидетельствует о значительном снижении интереса к национальному академическому музыкальному искусству на поприщах Украины. Идет речь о том, что в театральном и концертном репертуаре произведения национальной классической и современной академической музыки представлены не в достаточной мере и не являют собой основу репертуара.





Вернуться назад