Проблемы и перспективы развития украинского кинопроката


Опыт развитых демократических стран свидетельствует, что благодаря взвешенной, последовательной государственной политике в сфере культуры происходят изменения в социально-экономическому, политическому развитию общества. Особенно важная роль принадлежит культуре в государственно-созидательных процессах, в формировании единого духовного пространства, утверждении гуманистических ценностей, национального самосознания и патриотизма. Национальная культура - в широком понимании как образ жизни общества во всей его полноте - является важным фактором национального возрождения, именно тем сверхчасовым явлением, на котором основываются как духовное наследство, так и творение будущих поколений [1].

А важной составляющей украинской культуры является кинематография, лучшие достижения и достижения которой широко известны в мире. Само украинское киноискусство играет заметную роль в сохранении национальной самобытности, формировании духовных и эстетических ценностей общества. Но в начале 90-х годов начался спад производства отечественных фильмов, предопределенный тяжелым экономическим положением в государстве. Негативные процессы в украинском кинематографе наблюдаются и сегодня. И хотя за последние годы наши художники достигли определенных успехов, все же, это дает основания лишь к сдержанному оптимизму. Потому что объем игровых, неигровых и анимационных фильмов, снятых в 2001 - 2005 годах, представляет 10-15 % объемов производства фильмов в период до 1990 года.

Здесь надо отметить, что проблемы, связанные с кинопроизводством, неотъемлемы от проблем, связанных с развитием и функционированием кинопроката. Именно успешный, прибыльный кинопрокат должен подготовить финансовую базу для развития кинопроизводства, преодолеть экономические проблемы украинского кино. В советское время кинотеатры занимали третье место за прибыльностью после торговли алкоголем и табаком. В девяностые годы ситуация в Украине кардинально изменилась, хотя во всем мире кинопоказ - один из самых прибыльных видов бизнеса, если его, конечно, правильно поставить.

Ликвидация государственной монополии на производство и прокат фильмов, вторжения огромного количества иностранной кинопродукции, интенсивное развитие телевидения и видео, несколько реорганизаций управления киноотраслью - все это повлекло кризисное состояние национальной кинематографии, значительное и длительное падение объемов производства фильмов и посещений зрителями кинотеатров.

Собственно, такой кризис не является уникальным - украинская кинематография и кинопрокат столкнулись с теми же проблемами, что присущие практически всем кинематографиям и кинопрокатам постсоветских стран. Новые реалии общественно-экономической жизни не были подкреплены адекватным пониманием роли кинематографа в жизни страны, а также новой роли государства в сохранении и развитии национальной киноиндустрии и кинопроката [1, 2]

Но в начале ХХИ ст. начался активный процесс возрождения кинопроката. Этому способствовала последовательная государственная политика. Начиная с 1996 года государство осуществило ряд шагов, которые позволили призупинити уничтожение отрасли, вывести киносеть и кинопрокат из кризисного состояния. Поворотным моментом в развитии отечественной кинематографии и кинопроката стал принят в 1998 году Закон Украины "О кинематографии", который определил правовые основы деятельности в отрасли кинематографии и порядок регулирования общественных отношений, связанных с производством, распространением, хранением и демонстрированием фильмов [3, 4].

На выполнение Указа Президента Украины "Об Основных направлениях развития кинематографии в Украине на период до 2005 года" и Закону Украины "Об Общегосударственной программе развития национальной киноиндустрии на 2003-2007 годы" на местах были употреблены ряд мероприятий, намечены планы на будущее, подбиты итоги сделанного. В частности, было переоснащено свыше 130 залов в столице и в регионах. И массовый зритель начал возвращаться к кинотеатрам. В последние годы хранилась тенденция к увеличению количества посещений, и соответственно - рост валового сбора от кинопоказов [1, 5].

23 февраля 2005 года в Верховной Раде Украины состоялись парламентские слушания "Национальная кинематография: состояние, проблемы и пути их решения", по результатам которых постановлением Верховной Рады Украины от 18. 03. 2005 г. № 2497, - IV были утверждены Рекомендации парламентских слушаний. На выполнение поручения Кабинету Министров Украины относительно этого постановления Верховной Рады Украины Министерство культуры и туризма Украины разработало и внесло на рассмотрение Кабинета Министров Украины предложения относительно государственной программы улучшения кинообслуживания населения.

Важным этапом в приостановке негативных процессов в кинообслуживании населения стали региональные программы улучшения кинообслуживания населения на 2003-2007 годы, разработанные и утверждены на выполнение Общегосударственной программы развития национальной киноиндустрии на 2003-2007 годы. Основное внимание в этих программах сосредоточено на решении таких проблем : сохранения и развития сети заведений киновидеопоказу, преодоления технической отсталости киносети и киновидеопрокату, пополнение фильмофонду киновидеопрокатних предприятий [1]. Также Верховной Радой Украины 17 января 2006 года принят Закон Украины "О внесении изменений к статье 255 Кодекса Украины об административных правонарушениях" (относительно предоставления права складывания протоколов об административных правонарушениях при распространении и демонстрировании фильмов на телевизионном рынке и рынке "домашнего видео" государственным институциям соответствующего устремления).





Вернуться назад