Общие принципы правового обеспечения культурной сферы в странах Запада
В любом обществе государство через органы власти принимает законы, воплощает политику, собирает налоги и распределяет ресурсы. Поэтому любая государственная политика, включая культурную, может быть определена как система законов, регуляторных мероприятий, конкретных действий и приоритетов финансирования в определенной сфере (отрасли), которая внедряется государственными органами.
Главным рычагом государственной политики является законодательство. Следовательно, не удивительно, что дискуссии относительно государственной политики, как правило, касаются законов и распределения ресурсов.
Независимо от содержания культурной политики и отношения к культуре в целом, органы государственной власти и управления имеют в своем распоряжении определенный набор средств для формулировки и воплощения этой политики. Фактически, эти средства являются теми общими инструментами, что их правительства используют в любой сфере.
Известные культурологи Марк Девидсон Шустер и Джон где Моншо в свое время определили пять главных инструментов, которые используются для внедрения культурной политики, :
Имущество и управление им;
Регуляторная деятельность;
Льготы;
Установление, распределение и обеспечение прав собственности;
Информирование.
Конкретный отбор инструментов, их разная приоритетность, возможность их разнообразного комбинирования - все эти вопросы тесно связаны с разными моделями государственной культурной политики. С другой стороны, регуляторная деятельность - это одна из главных функций управления, рядом с налоговой политикой и финансированием.
Взаимоотношения культурной сферы и права в самых главных чертах можно возвести до двух участков:
- во-первых, это формирование системы правовых норм, которая бы гарантировала и обеспечивала гражданам благоприятные условия культурного развития, то есть - свободное творческое самовыражение, доступ к культурным приобретениям, развивка своего творческого потенциала и тому подобное; другими словами весь комплекс так называемых культурных прав;
- во-вторых, это законодательно-нормативное обеспечение успешного существования и развития всей культурной инфраструктуры - ее институций, индивидуальных художников и их объединений, сохранения культурного наследия и тому подобное.
Остановимся подробнее на первом из названных направлений, а именно - так называемых культурных правах.
Концепция культурных прав и опыт ее реализации
Понятие культурных прав возникло как продолжение и углубление общей концепции прав человека и широко дебатируется и пропагандируется сегодня не только мировой культурно-художественной общественностью, но и такими авторитетными международными организациями, как ЮНЕСКО.
Хотя культурные права должны занимать центральное место не только в культурной политике, но и в контексте прав человека в целом, до недавнего времени эти права или не менее всего понимали и развивались сравнительно с другими правами, которые гарантируются международным правом.
Этот парадокс происходит частично из того, что, как правило основное внимание уделялось, с одной стороны, гражданской и политическим правам, а из другого - экономическим и социальным правам. Сложность определения понятия «культура» увеличило сложность вопроса культурных прав.
Вернуться назад