Этичные учения


1. Источники этики. Вклад Аристотеля в развитие этики.

Этика - наука о морали и нравственности. Возникновение этики как науки. Происхождение и современное значение терминов "етос", "этика", "мораль". Взаимосвязь этики, морали и нравственности в современном их понимании.

Философский характер этики. Этика как составная часть практической философии. Нравственность как регулятор человеческих отношений и как форма отношения человека к действительности.

Постоянное и исторически переменное в предмете этики, основные этапы его развития.

Основные задания этики в эмпирической, теоретической и прикладной отрасли. Этичный смысл изучения и обобщения эмпирических проявлений человеческой нравственности. Теоретические задачи этики. Пути и возможности практического применения этичных знаний. Этика и моральное воспитание.

Сложность процесса становления этичной мысли, его неотделенность на ранних этапах истории от синкретических форм обобщения человеческого опыта (первобытная мифология, религия, жизненная мудрость), формирования элементов этичного сознания в сводах законов ранних государств, эпохе, фольклоре, религиозной литературе. Возникновения этики как практической философии. Опосередкованисть этичной мысли системой мировосприятия.

Этичные идеи Давней Индии. Моральное содержание Вед и Упанишад. Этика веданти. Морально-этические основы йоги. Джайнизм и "пять больших обетов". Этика буддизма.

Этика Давнего Китая. "Дао-де-цзин" как достопримечательность давньокитайськой этичной культуры. Этичные идеи конфуцианства. Этичные идеи Мо-цзи. Морально-этические представления легистив (Фа-цзя).

Античное представление о природе человека и его этичное содержание. Принципы космологизму, антропологизму и социологизму в античной этике. Космологическое понимание морали в учениях Анаксимандра, Гераклита, Анаксагора, пифагорейцев, Демокрита. Этичный релятивизм и субъективизм софистов. Осуществленный Сократом поворот в философии и его значения для становления этичного познания. Гедонистическая этика киренайкив и ее результаты. Этичные взгляды киникив.

Взнос Платона в развитие этики. Понимание Платоном сущности и моральных добродетелей человека. Платоновское царство идей и идея благая. Определение Аристотелем предмета и специфических черт этики как науки. Основная проблематика труда Аристотеля "Никомахова этика". Обоснование

Аристотель (384-322 к н е ) — древнегреческий философ, один из самых выдающихся мыслителей всех времен, ученик Платона В 367-347 рр — слушатель, впоследствии преподаватель Академии Платона, 347-334 — путешествующий философ, 343-340 — учитель О Македонского, 334-322 — основатель и преподаватель собственной философской школы и научного союза в г. Ликей (Афины). Творчество Аристотеля энциклопедическое разносторонняя Он занимался естественными науками, поэтикой, проблемами государственного строя, был творцом логики психологии, эстетики и ин В своих трудах("Метафизика", "Физика", "Аналитика", "Риторика", "Тоника" категории "История животных", "О мысли", "Политике", "Афинская полития", "Этика" и тому подобное), которые охватывали почти все области знаний того времени стремился обобщить достижение античной науки. Основу его наследства составляет философия, в частности так называемая первая философия — метафизика, которую Аристотель трактовал как науку "о причинах и началах", или как науку о "сущем как таковое".

Аристотелем распределению наук на теоретические и практические: этика как практическая наука. Изменение этичных доминант в концепциях стоиков, эпикурейцев и скептиков; становление античного индивидуализма.

Имя Аристотеля в мировой литературе непосредственно связано с именем Платона. Попробуем рассмотреть философию Аристотеля и соотнести ее с философией Платона. Центральная идея философии Платона - ейдос - перешла к Аристотелю почти полностью. Ни Платон, ни Аристотель не мыслит вещей без их идей, или ейдосив. Вся философия Сократа, а потом и Платона возникала из практики и жизненной необходимости, выходя в чисто теоретическую область лишь в высшем своем проявлении - в учебе об идеях. По Платону, мир вещей, воспринимаемый с помощью чувств, нет мира истинно существующего: вещи беспрестанно рождаются и погибают, изменяются и двигаются, у них нет ничего постоянного, крепкого, сделанного и искреннего. И все-таки вещи не вполне отделены от истинно существующего, они все каким-то образом причастные к нему. А именно: всем, что в них есть истинно сущего, утверждает Платон, вещи обязаны своим причинам. Эти причины - формы вещей, не воспринимаемые чувствами, которые постигают только умом, бесплотные и без чувств. Платон называет их "видами" или намного реже "идеями". "Виды", "идеи" зримые умом формы вещей. Каждому классу предметов чувственного мира, например, класса "коней" отвечает в бесплотном мире некоторый "вид", или "идея" - "вид" коня," идея" коня. Этот "вид" уже не может быть досягаемым чувствами, как обычный конь, но может быть лишь понятен умом, к тому же умом, хорошо подготовленным к такому постижению. Эти "идеи" или, "ейдоси" не рождаются, не умирают, не переходят не в который другое состояние. Существует "царство идей"





Вернуться назад