Понятие культуры в философии. Основные признаки культуры

Главная - Культура - Понятие культуры в философии. Основные признаки культуры

Предел, который отделяет культуру от натуры, имеет не только пространственное содержание: обработанное поле отмежевывается от бесформенного кое-чего. Этот предел проходит и по человеку. В плоти дремлют стихии природы. Для обозначения поздравительных сил существует целый ряд слов : поезд, похотливость, склонность, мотив, побуждение и тому подобное. Иногда употребляют слово инстинкт. Психолог Зигмунд Фрейд ввел понятие либидо, которое стало популярным, английское слово

е также широко популярное - принято в исследованиях из социобиоло-гий. К сильным драйвам-чувствам принадлежат, конечно, голод, жажда, сексуальное влеченье. Речь идет о призыве природы, поезд к удовлетворению базовых поздравительных то есть жизненных потребностей, что трудно преодолеть. Понятие сила воли возникает как отображение той человеческой (культурной) прочности, способной блокировать, а чаще укрощать поезд. Укрощать не значит устранять; держать в уздечке - не значит не давать двигаться. Выше человека - ангел, в которого вообще отсутствующие поезда, ниже человека - зверь, поведение которого полностью им определяется. Никакая социализация полностью не подавляет поезд: человека не может выйти из тела и жить как чистый дух. Зигмунд Фрейд подчеркивал репрессивность культуры, считая, что конфликт культуры и природы в человеке приводит к патологии психики. Но такая точка зрения не популярна. Содержание, смысл культуры не в репрессии, а в правилах, которые устанавливают пределы, а также способы и средства удовлетворения поздравительных поездов. Апостол Павел писал: «Закон - духовный, а я - из плоти, отдаюсь греху. И потому не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». Закон здесь - культура в понимании Зигмунда Фрейда. Поезда понимают как что-то негативное. Современная философская антропология не такая сурова к человеку. Немецкий философ Макс Шелер заметил, что «человек должен научиться терпеть саму себя. В том числе и те наклоны, которые она считает глупыми и губительными». Справа в том, что непосредственная борьба против воли сил вызывает обратный эффект : поезда усиливаются и приобретают одностороннюю ориентацию. Выход в том, чтобы переключить энергию человека на реализацию проблем, которые признаются ее совестью достойными. Следовательно, культуру можно понимать как усвоенное поведение, общее для людей определенного общества, - поведение, в основе которого лежат базовые поздравительные действия. Не акцентируя действия, невозможно понять сущные культуры, их не избежать. Без них нет человека. Культура обеспечивает их регламентирован ход, а также перевод в символический или игровой план, перевод агрессии в спорт. Здесь следует отметить явление реабилитации телесного начала в современной жизни. Холодно умный образец (парадигма) - образец человека прошлых веков, который возводит дух к мысли, уступает образцу (парадигме) чувственно-телесной, терпимой к поздравительным поездам. И все-таки цивилизующая роль ума не ослабляется. Остается актуальным мнение Георга Гегеля : «рефлексия, свернутая на поезда, представляя, оценивая, сопоставляя их друг с другом, а потом с их средствами, последствиями и с целостным их удовольствием - со счастьем, привносит в такой материал формальную всеобщность и очищает его таким внешним способом от его грубости и варварства. В таком выявлении всеобщности мышления и заключается абсолютная ценность культуры».

В понятии культура различают уровни: повседневный, научный и философский. Повседневный — включает усвоение человеком культурных норм быта, труда, отдыха. Литературу, искусство, театр, морально-эстетическое воспитание. Сюда же, конечно, относят процессы образования подрастающего поколения. Общественные науки (история, археология, этнография) вкладывают в понятие культура характеристики, присущие таким явлениям, как социум, язык, этнос, а также то, которое отличает их уровнями развития или качественного состояния. Определенное содержание в научное понимание культуры вносит наука. Философский подход к исследованию культуры учитывает результат ее изучения конкретными науками. Изучение культы опосредствовано спецификой философии — особенной формы общественного сознания и познания и заключается в осмыслении действительности через обобщенный взгляд на мир, место и роль в нем человека, а также через познание общих законов развития природы, общества и мышления. Такой подход к культуре не может быть возведен к одного или нескольким естественным или социальным представлениям. Для философии, которая охватывает мир полностью, полностью, собственно, и выступает в качестве мира человеческой культуры.

Сквозь призму философского мировоззрения культура рассматривается в обобщенных характеристиках как форма, результат, способ связи человека с действительностью, самоутверждение человека, проявление и утверждение существенных сил человечества, поскольку способом существования человека является труд, именно она -головне источник культуры. В процессе трудовой деятельности человек превращает естественные вещи в необходимые для жизни блага. Не любая деятельность человека есть культуротворчою, а лишь та, которая воплощается адекватно закономерностям природы ( вещи). Благодаря такому подходу всесторонне раскрываются суть вещей, свойства и отношения предметов. Человек может изменять и превращать природу, учитывая ее законы, а не действовать вопреки ним. В таком случае труд становится способом одностороннего утилитарного потребления природных ресурсов с целью получения максимальной пользы. Такой труд разрушает природу, а вместе с ней и культуру. Культура - процесс и результат реализации в природе человеческой цели в соответствии с законами природы, сферы овладения природой и ее очеловечивания. Конечно, такой процесс возможен только в обществе и через общество. Предмет становится нужным человеку, приобретает социальное свойство, потому что имеет естественное и общественное содержание. Общественное последовательно входит в предметную сферу культуры как качественная характеристика, мера человеческого в социуме, мера гуманизации культуры. В чем же заключается культурная составляющая материальных, духовных и других факторов общественного бытия человека? Составляющей в широком понимании культура выступает в качестве своеобразной направленности на человека. Благодаря ней материальные и духовные явления в обществе существуют не как одинпорядковые с человеком, а как определенные факторы, не только созданы человеком, но и активно влияющие на нее, превращающие ее. В каждом общественном явлении есть нить, которая соединяет с человеком, потому что человек существует и функционирует в обществе в системе большого количества таких нитей, которые связывают ее с общественным миром, его материальными и духовными составляющими. Именно в таком качестве - своеобразном сосредоточении всех общественных связей - человек выступает в качестве субъекта, носителя, творца культуры. Человек потому является субстанцией, носителем культуры и, понимает, в широком социальном контексте, в богатстве общественных отношений, в единстве с созданным материальным и духовным миром. Материальные и духовные приобретения людей выступают в качестве предметных воплощений их способностей, существенных сил. Уровень приобретений - внешняя форма существования культуры. Настоящим же внутренним содержанием их существования является развитие человека как общественного существа, то есть совершенствование творческих сил человека, потребностей, способностей, форм общения и др. Следовательно, культура - это сфера становления, развития, социализации человека. Сфера очеловечивания природы, гуманизации социума и социализации личности - это качественная характеристика создаваемой человеком действительности, которая представляет предметную сферу культуры, поскольку позволяет увидеть в ней меру собственного человеческого развития, за которой определяется длина пройденного обществом исторического пути. Подол культуры на материальную и духовную, одна из которых является продуктом материального, а вторая - духовного производства, кажется очевидным. Понятно и то, что предметы материальной и духовной культур можно использовать по-разному. Орудия труда и продукты живописи служат разной цели. Тем-то функциональное отличие между материальной и духовной культурой действительно существует. Но между тем и материальная, и духовная культура является культурой, которая несет в себе материальное и духовное в их единстве. Материальная культура охватывает формирующее ее начало духовного, поскольку всегда является воплощением идей, знаний, цели человека, что только и создает ее культурой, продукты же духовной культуры всегда набирают форму материальной, становятся фактом общественной жизни. Культура - неотъемлемое составное развитию общества. И недостатки же определения культуры, как всего созданного человеком, в том, что, во-первых, культура может восприниматься односторонне, лишь как что-то внешнее человеку, во-вторых, не проявляются природа самой культуры, соотнесения общества и культуры. Отличие общества и культуры оказывается в ее определении как совокупности созданных человеком ценностей. Мир культуры - это мир материальных и идеальных, духовных ценностей, то есть мир объектов материальных и идеальных, взятых в его отношениях к человеку, мир, наполненный человеческим содержанием. Определение культуры, как системы ценностей, отмежевывает культуру от природы и в то же время не дает отождествлять ее с обществом. При таком подходе культура выступает как определенный аспект общества, тем же выясняется ее социальная природа, но вместе с тем не снимается и важная проблема спиввидно-син культуры и общества. Созданы материальные и духовные ценности, что, безусловно, имеют человеческое измерение, в определенных социальных условиях разделяются на культуру и антикультуру. Как явление культуры, ценности выступают лишь в той мере, в которой содействуют развитию существенных сил человека, творческих потенций личности. Культура выступает в качестве своеобразной нормы общественно-исторического процесса в понимании его человеческого, гуманного и творческого содержания, определенной сферой, где объективные знания и законы подчиняются человеческой цели, удовлетворяют человеческие потребности. Такой аспект позволяет выделить три философских значения понятия культуры : во-первых, можно уверенно говорить, что культура е лишь тем, которое способствует утверждению человека как умного существа, развивает ее существенные силы, способности, подносит личность. Во-вторых, неосмисленна, непознаваемая вещь (идея, процесс, отношение) - своеобразная рич-у-соби - не предмет культуры, потому ее потенциал не может адекватно использоваться в культуре. В-третьих, предметы, которые выпали из практики общения с человеком, обществом, теряют общекультурное содержание. Нормальное функционирование культуры предусматривает непосредственно жизненную реализацию, открытость ценностей для человека. Если нет человека без труда, то не может быть и культуры без человека, ее общественно-личностных связей, отношений, практической и творческой деятельности. Культура становится истинной тогда, когда входит в жизнь, в привычки личности, оказывается во всей совокупности социальной деятельности, в практике повседневного поведения. Суть культуры заключается в процессе создания и развития общественного человека во имя реализации родовой человеческой природы с помощью всех созданных материальных и духовных средств, всего богатства общественных отношений и форм.