Одел население Киевской Руси


Широкие слои людности Киевской Руси пользовались изделиями местных мастеров. Как материал, так и одел крестьян и простых горожан были самодельными. Археологические материалы удостоверяют существование в Киевской Руси кожаной обуви — лаптей, сапогов, плетеных из стеблей растений или коры деревьев, — личниць, а также большого количества украшений.

Сведения об одежде есть и в древнерусских письменных источниках. Да, в Ипатийвському летописи вспоминается кожух, в «Слове о полку Игоревим» — кожух и епанча, бархат и паволока, в других достопримечательностях — рубашка, ногавици, онучи, корзно, свита, клобук, венец и т. д.

Археологические находки и письменные источники существенно дополняются иконографическими материалами — фресками, иконами, книжными миниатюрами, которые дают представление об одежде преимущественно князей, бояр, дружинников. Хотя фрески Софийского собора в Киеве сохранили изображение не только княжеской семьи, характерным элементом костюма которой был плащ (корзно), но и музыкантов, охотников, одетых в узкие штаны и рубашки с поясом.

Костюм древнерусских князя и княгини.

Все эти данные свидетельствуют о значительной социальной дифференциации восточнославянского общества. О накоплении достаточно больших сокровищ состоятельными слоями населения Киевской Руси рассказывают как исчислении клады драгоценностей и монет, так и захоронения, в которых сохранились атрибуты власти или высокого сана, — гривны (нашейные обручи), поясные наборы, перстни, драгоценная сбруя, колти, бусы, диадемы, опличчя (дробници), кресты. Выполнялись они разнообразной техникой: перегородчатой эмали, зерне, скани, черни, инкрустации, золочения.

Одел состоятельных горожан периода Киевской Руси

Учителями ювелирного искусства на Руси были преимущественно греки, но русские мастера быстро и в совершенстве завладели сложной техникой обработки благородных металлов и делали вещи, которые не уступали импортным.

Сочетание всех перечисленных приемов дало возможность местным ремесленникам создать большое количество видов и форм украшений. Сроки XI — XIII в., которые дошли до нас, свидетельствуют о разнообразии древнерусского «узороччя» : венец, очолля, чело, ожереди, гривна, бусы, лунниця, цата (опличчя), полог, сустуг, фибула (пряжка, которая скрепляла плащ), обруч, усеряг, перстень, тразни (подвески) и др. Украшения декорировались реалистичным орнаментом в виде головы коня, птиц, змей или геометрическим рисунком. В древнерусском орнаменте присутствующая разнообразная языческая символика: солнце, засеяное или вспахано поле, хмель, «дерево жизни», турячи рога, изображения Дажбога, богини весны, Медузы Горгоны, грифонов и т. п. Позже языческие элементы сочетали с христианскими — крестом, мотивами вознесиння и тому подобное.

Одел заможних крестьян Киевщины. Конца ХVИИИ - первая половина ХИХ ст.

Имущественная дифференциация населения Киевской Руси нашла яркое отражение в письменных источниках XII ст. Например, в «Слове о богатом и убогом» богатый ходит «в павлоце и в кунах, а убогий руба не иметь на телесы», в первого нога «в червленое сапозе», во второго — в лычинцм«.

Мужская одежда крестьянства Киевской Руси состояла из рубашки длиной к коленям, одетой навыпуск и подпоясанной кожаным или вязаным поясом, а также нешироких штанов (гачей, портов). На поясе крепили разные необходимые предметы (огниво, гребень, небольшой нож). На голову одевали валяную шапку (клобук), на ноги — плетеные из лыка или стянуты из кожи личници, лапти и онучи. В холодную пору натягивали суконную свиту, а зимой — меховой кожух. Древнерусский костюм представителей разных состояний был близким за кроем, но отличался числом предметов, а также качеством использованных тканей и других материалов.

Типы женского княжеского костюма периода Киевской Руси.

Костюм древнерусских женщин был самобытным и разноцветным — настоящим произведением искусства. Изготовление одежды, прядения и ткачество, шитье и вышивка были повседневным занятием всех женщин — богатых и бедных. Одежда замужем сельской женщины, а также девушки состоял из длинной вышитой рубашки (сороцици), поясной одежды в виде одного или двух несшитых, а позже частично сшитых кусков орнаментируемой или клетчатой шерстяной ткани (две запаски, плахта, поньова). На голове у девушки был венец (корун, венок), а у замужем женщины — рушникоподибний убор, который набрасывался на много украшен твердый, выполненный из дорогой ткани корун (кику), что крепко держал волосы. На ноги одевали плетеные из растительных волокон личници или стянутые из кожи лапти.





Вернуться назад