Рыцарская культура. Народная крестьянская культура. Городская культура


1. Рыцарская культура

Образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой вооруженного рыцаря в обладунку. Рыцари - профессиональные воины - являли собой корпорацию, членов которой объединяли образ жизни, морально-этические ценности, личностные идеалы. Рыцарская культура складывается в феодальной среде. Само состояние феодалов было неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса образовывали наибольшие землевладельцы - носители громких титулов. Эти самые родовитые и самые благородные рыцари стояли во главе своих жен, порою настоящих армий. Рыцари более низкие за рангом служили в этих женах со своими отрядами, появляясь на первый призыв обладателя. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все приобретение которых содержалось в военной выучке и оружии. Многие из них странствовали, примыкая к отрядам тех или других вожаков, становясь наемником, а нередко и просто промышлял разбоем.

Военное дело было прерогативой феодалов, и они делали все, чтобы максимально не допустить участия в битвах "грубых мужиков". Часто запрещались ношение оружия и верховая езда "базарным торговцам, крестьянам, ремесленникам и чиновникам". Бывали случаи, когда рыцари отказывались участвовать в битвах вместе с простолюдинами и вообще с пехотой.

Согласно распространенным в рыцарской среде представлениям, настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое дерево, имел фамильный герб и родовой девиз. Принадлежность к состоянию передавалась наследственно, в жидких случаях в рыцари посвящали за исключительные военные подвиги. Строгость правил стала нарушаться с развитием городов - эту привилегию стали все чаще покупать.

В разных странах существовали похожие системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, обладанию оружием - в первую очередь мечом и копьем, а также борьбе и плаванию. Он становился пажом, потом оруженосцем при рыцаре. Лишь после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцари. Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским "искусствам". Будущего рыцаря учили, кроме другого, и приемам охоты. Оно считалось вторым после войны занятием, достойным рыцаря.

У рыцарей производился особенный тип психологии. Идеальный рыцарь обязан иметь огромное количество достоинств. Он должен был быть внешне красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание уделялось осанке, одежде, украшениям. Обладунок и конская сбруя, особенно парадные, были настоящими произведениями искусства. От рыцаря требовалась физическая сила, иначе он просто не смог бы носить обладунок, который весил до 60-80 кг. Обладунки начинают терять свою роль только с изобретением огнестрельного оружия.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть надо было все время подтверждать, и многие рыцари были в постоянном поиске возможностей для этого. "Раз здесь война, я здесь останусь", - говорит рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы помериться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-либо вызывал неудовлетворение. Организовывались специальные рыцарские турниры. В XI - XIII ст. произвелись правила рыцарских поединков. Да, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще за все сначала соперники мчали друг на друга с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за меч, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались лишь выбить соперника из седла. При проведении турнира после многочисленных индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное соревнование - имитацию битвы двух отрядов. Рыцарские поединки стали составной частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат "не по правилам".

Среди рыцарства была развита сословная солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарского поведения. Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Большого на имя Ожье вызывал на поединок рыцаря сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли обменять на него Ожье. Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Серце оказался без коня. Его соперник Сайф-ад-дин послало ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил сына своего соперника в рыцарское достоинство. Высшим проявлением рыцарской воинственности, агрессивного стремления феодалов к увлечению новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман. В 1096 г. состоялся первый из них, а в 1270 г. - последний. Во время их проведения возникают особенные военно-религиозные организации - рыцарские ордена. У 1113 г. был основанный орден иоанитив, или госпитальерив (их первой резиденцией был дом-госпиталь Св. Иоанна для паломников). В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, который подчинялся лично Папе римскому. Вступая в орден, рыцари давали обету целомудрия и послушности. Они носили монашеские плащи (в госпитальерив - красный с белым крестом, у храмовников - белый с красным) поверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль играл Тевтонский орден.





Вернуться назад