Понятие "средние века" и "средневековая культура". Роль религии и церкви в средневековом обществе

Главная - Культура - Понятие "средние века" и "средневековая культура". Роль религии и церкви в средневековом обществе

1. Понятие "средние века" и "средневековая культура"

Термин "средние века" возник в Италии в XIV - XVI ст. в кругу историков и литераторов, передовых людей в свое время. Они склонялись перед культурой Древней Греции и Древнего Рима, пытались возродить ее. "Средними веками" они назвали время между античностью и своей эпохой. В дальнейшем в науке закрепилось распределение истории на древнюю, средневековую и новую. Средние века в современной периодизации всемирной истории охватывают время от краха Западной Римской империи в V ст. н. е. к эпохе Больших географических открытий (рубеж XV - XVI ст. ), причем полное господство само средневекового типа культуры в Европе связывают не со всем периодом, а из V - XIII ст. Потом в Италии зарождается переходная культурная эпоха - Возрождение, которая охватывает конец средневековья и начало Нового времени.

Оценка средних веков в науке изменялась. Гуманисты эпохи Возрождения (какие как раз ввели этот срок) и просветители XVIII ст. (Дидро, Вольтер, Монтеск'е) называли их "темными веками", писали о глубоком упадке культуры. В противовес им романтики XIX ст. в научных и, особенно, в художественных произведениях идеализировали средневековье, были склонны видеть в нем воплощение высшей морали. Современные ученые преимущественно избегают крайностей. Признается, что по сравнению с античностью оказались затерянными много достижений культуры, но в то же время в сферу культурного развития были привлечены новые народы, зародились национальные культуры.

Формирование средневекового типа культуры на территории бывшей Римской империи происходило различными путями. Восточная Римская империя сохранила свою государственность и единство. Византия в течение всего средневековья оставалась большим и влиятельным государством, византийская культура стала прямым продолжением античной. Но в 1453 г. после завоевания турками-османами ее история прерывается.

Социально-экономический строй средневековья в Западной Европе схематически можно изобразить таким образом. На руинах Западной Римской империи возник ряд порою очень больших (как, например, империя франков времен Карла Большого), но непрочных раннефеодальных монархий. Основа экономики - сельское хозяйство. Сначала все земли принадлежали королю. Он распределял их между своими вассалами - феодалами (феод - название надела), которые служили в его войске. Феодалы, в свою очередь, наделяли землей крестьян, которые выполняли повинности (барщина, оброк). Устанавливались сложные взаимоотношения между крепостными крестьянами и господами, и внутри класса феодалов (принцип "вассал моего вассала - не мой вассал"). Каждый феодал хотел расширить свои владения, войны велись практически непрерывно. В итоге королевская власть теряла свои позиции, что вело к раздробленности. Угнетаемые крестьяне не прекращали борьбу в разных формах - от побега в города к большим крестьянским войнам и восстаниям. Самостоятельные городские коммуны становятся опорой королевской власти. Появляется новый класс - городская буржуазия (слово образовано от французского - городской житель, гражданин). Выделяют такие основные периоды истории средних веков :

- раннее средневековье (конец V ст. - середина XI ст. );

- феодальная раздробленность (XI - XII ст. );

- централизация государств под королевской властью (XIII - XV ст. ).

2. Роль религии и церкви в средневековом обществе

Для средневековой культуры характерные два ключевых отличных признака: корпоративность и доминирующая роль религии и Церкви.

Средневековое общество, как организм из клеток, состояло из огромного количества состояний (корпораций). Человек по рождении принадлежала к одному из них и практически не имела возможности изменить свое социальное положение. С каждым состоянием был связан свой круг политических и имущественных прав и обязанностей, наличие привилегий или их отсутствие, специфический уклад жизни, даже характер одежды. Существовала суровая корпоративная иерархия: два высших состояния (духовенство, феодалы-землевладельцы), потом купцы, ремесленники, крестьяне (последние во Франции были объединены в "третье состояние"). Четкую формулу вывел на рубеже X - XI ст. епископ французского города Лана Адальберон : ". . одни молятся, другие воюют, третьи работают. . . ". Каждое состояние было носителем соответствующего типа культуры.

В качестве могучего объединительного фактора в таких условиях выступали религия и церковь. Определяющая роль христианской религии и церкви во всех отраслях общественной и культурной жизни складывала принципиальную особенность европейской средневековой культуры. Церковь подчинила себе политику, мораль, науку, образование и искусство. Все мировоззрение человека средних веков было теологическим (от греческого "теос" - бог). Чем же можно объяснить такое исключительное положение религии в средневековом обществе? Один из ответов на этот вопрос дает само содержание христианского вероучения. Оно возникло в процессе борьбы и взаимного влияния огромного количества философских и религиозных течений. Если говорить о начальном христианстве, то одной из главных идей, которые обеспечили значительное распространение новой религии, была идея равенства людей - равенству как греховных существ перед всемогущим и всемилостивым Богом - но все-таки равенству. Христианство, которое возникло в колониях Древнего Рима, в среде рабов и вольноотпущенников с самого начала не было религией одного народа, оно имело наднациональный характер. Как религиозное учение христианство базируется на трех главных идеях: