Культура Древнего Рима

Главная - Культура - Культура Древнего Рима

Культура Древнего Рима - второй этап античной культуры. Влияние культуры Древней Греции на Рим не подлежит сомнению. Древнегреческий историк, автор фундаментальной 40-томной "Общей истории" Полибий, который прожил в Риме 16 лет, подчеркнул одну из особенностей древнеримской культуры : "Римляне, оказывается, могут лучше всякого другого народа изменить свои привычки и позаимствовать полезное". Но в то же время римская культура не копировала греческую, она развивала, углубляла достигнутое, а также привносила собственные национальные черты - практицизм, дисциплинированность, соблюдение суровой системы. Наибольшие завоеватели древности - римляне, подчиняя разные народы, вбирали их культурные достижения, но при этом хранили и свои "домашние" обычаи. Динамизм римской культуры - такая же существенная ее особенность, как и традиционализм. Взаимодействие этих двух начал обусловила и ее жизнеспособность, и огромную роль для дальнейшей культурной истории Европы, особенно Западной.

Периодизация. Периоды в развитии древнеримской культуры очень четко отвечают трем основным этапам в политической истории: царскому, периоду республики и периода империи.

Традиционно начинают отсчет истории Древнего Рима с VIII ст. до н. е., от легендарной даты основания Рима Ромулом и Ремом в 753 г. до н. е. К VI ст. к н. е. Рим являл собой полис во главе с царями. Большое культурное влияние оказывали на римлян соседние народы, особенно загадочные этруски (неясное происхождение этого народа, потому что остается непонятной его письменность). У них римляне позаимствовали большинство букв своего алфавита, приемы строительства, некоторые обряды (например, гладиаторские бои). Символ Рима - бронзовая статуя вовчици - выполнена этрусским мастером. Этрусской была последней из царских династий.

После изгнания царя власть переходит к народным собраниям, которые избирали сенат и двух консулов. В период республики (VI - I ст. к н. е. ) Рим покорил всю Италию, победил Карфаген и завоевал Грецию. Греки становятся учителями своих завоевателей, греческое влияние на римскую культуру доминирует: изучается греческая философия, литература, знание греческого языка становится обязательным для образованного человека, копируются греческие скульптуры.

Внутренний кризис республиканского строя, превращения армии на профессиональную, смена роли военачальников вызывают гражданскую войны. Рощу Юлий Цезар провозгласил себя императором. После убийства Цезаря и ожесточенной борьбы к власти пришел его племянник Октавиан Август. Его правление начинает период империи (I ст. к н. е. - V ст. н. е). Накопленный культурный потенциал, политическая стабильность, огромные материальные богатства обусловливают поднесение римской культуры. Завоеванные восточные народы также делают свой взнос к культуре Рима, особенно их влияние чувствуется в религиозной сфере. Рим долго не знает военных неудач, но внутренние противоречия ослабляют его, в конце IV ст. н. е. происходит разделение Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Рим был разрушен варварами, и это событие считают концом истории Древнего Рима и древней истории вообще.

Религия. Религия римлян самого давнего времени базировалась главным образом на представлении о внутренних силах, свойственных отдельным предметам и людям, на вере у духов - охранников и заместителей мест, действий, состояний. К ним принадлежали гении (добрые духи, которые охраняли человека в течение ее жизни), пенаты (охранники и заместители родного жилища, а потом - всего римского народа, отсюда берет свое начало известное высказывание - "вернуться к родным пенатам", то есть вернуться на родину, домой). Верили и в божества гор, источников, лесов. Эти духи и божества были сначала безличны и бесполые, нередко именовались и в мужском, и в женском роде (Янус и Яна, Фавн и Фавна). Этим божествам приносились жертвы, им посвящались религиозные церемонии. Огромное значение уделялось разного рода гаданиям (за течением птиц, за внутренностями животных и тому подобное).

Под воздействием итальянских племен появились бог Сатурн, верховный бог Юпитер, Юнона и Минерва. У плебеев (низший слой граждан) была своя троица божеств : Церера (богиня злаков), Либер (бог виноградарей) и Либера. Общеитальянскими богами стали Марс (бог войны), Диана (богиня Луны), Фортуна (богиня счастья, успеха), Венера (богиня весны и садов, потом - любви и красоты). Некоторые боги уважались главным образом людьми одного состояния или профессии (лавочники уважали Меркурия, ремесленники - Минерву). У римлян не сложилась собственная развитая мифология. С усилением греческого влияния состоялось определенное сближение римских богов с греческими и заимствования греческой мифологии (Зевс - Юпитер, Гера - Юнона, Афина - Минерва, Асклепий - Эскулап и тому подобное). Проникали в Рим и восточные культы - Исиди, Осириса, Кибели, умирающего и воскресающего бога Митри. Характерной чертой мировоззрения давних римлян была мифологизация своей истории. Если о богах практически не было сюжетных рассказов, то об основании Рима рассказывал миф о братьях Ромула и Рема, которые сначала чудом остались живыми после заговора против их отца и потом были выкормлены вовчицею. Начиная с самых давних времен передавались рассказы о военной доблести и патриотизме римлян. Одна из них - о Гае Муция, прозваного Сцеволою (Левшой). Во время осады Рима этрусками он пробрался во враждебный лагерь и попробовал убить царя, но был схвачен. Чтобы показать врагу стойкость духа римлян, Гай Муций сам положил правую руку на огонь светильника и сжег ее, не вымолвив ни звука. Потрясенные этруски отпустили Муция и сняли осаду. Позже в честь военных побед Рима устраивали грандиозные триумфы, а полководцы становились объектом культа. Римский народ считал себя избранным, а свое государство - одной из наивысших ценностей. На этапе империи сформировался культ императора как живого бога.