Понятие культуры в философии. Основные признаки культуры


Вступление

В процессе осуществления социальных и политических превращений проблемы культуры набрали небывалой остроты. Следовательно, культурная революция в условиях формирования демократического государства, осуществления экономических и социальных реформ становится одним из важных факторов. На современном этапе не стоит вопрос ликвидации неграмотности, как еще бывало раньше в истории Украины, и много проблем и негативных явлений в сфере хозяйственной деятельности, труда и быта, общения отображаются недостатки у развития культуры и воспитания. Интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие практические основы. Все это стимулирует разработку философских проблем культуры, привело к значительному прогрессу в сфере культуры, создания отдельной науки о культуре - культурологиях. Иначе, при изучении истории и прогнозировании будущего социальная философия уже не может обойтись без учета культурной составляющей общественно-исторического процесса. Культура интересует философию не в своих отдельных, эмпирических проявлениях, а как явление общественной жизни.

Предки защитили украинский этнос от татаро-монгольского ига, многолетнего внешнего давления со стороны других государств. Прадеды и деды выдержали натиск культурной революции и фашистский разбой. На долю современного поколения выпало возродить и укрепить то, что сохранила историческая. память народа, сохранить национальные приобретения, обеспечить их полноценное развитие в контексте мировой культуры. Исторические коллизии не уничтожили культурный дом украинца, потому что построен крепко, на каминнях, а не на песках.

1. Понятие культуры в философии, составные культуры

Что же такое культура? Почему заострился интерес к проблеме культуры? Что лежит в основе современного движения за гуманизм науки, техники, образования? В чем специфика и уникальность отечественной культуры? На какой почве осуществляется процесс национально-культурного возрождения Украины? В 50-ые годы американские культурологи Анри Кребер и Антоне Клакхон называли 164 определения понятия культуры и близко 100 попыток теоретического обоснования культуры. Впоследствии, через двадцать лет, французский культуролог Анри Моль наводит уже 250 вариантов определения культуры. В современной философии их есть около 500. И здесь нет ничего странного. Культура - сложное и многогранное явление, а сложный предмет предусматривает и разнообразные его определения.

Латинское слово «культура» означает обрабатывание почвы, ее культивирования, то есть изменение в естественном объекте под воздействием усилий человека, ее целеустремленной деятельности, которая качественно отличается от изменений, вызванных естественными причинами. В первобытном содержании срока культура уже выражена ее важная особенность - человеческое начало, единство человека, деятельности культуры. Такая особенность культуры позже развивается в разных философских школах. По мнению немецкого социолога Макса Вебера, культура - совокупность духовных символов, которые не подчинены никакой утилитарной цели. За Жаком Марите-ном, основой ценного в культуре есть религия. Французский этнолог-структуралист Клод Леви-Стросс считает основным приобретением культуры язык, систему знаков, коммуникацию, что можно перевести и понять. По мнению других, культура е интеллектуальным аспектом искусственной среды, которая создается человеком в процессе ее жизнедеятельности (Анри Моль и др. ). При наличии отличий в определении культуры в ней четко прослеживается мысль о примате духовных основ над материальными, понимание культуры как духовной деятельности людей, системы идей, символов, традиций, типов мышления и др. Именно здесь ахиллесовая пята всей западной культурологии - недооценка материальной основы культуры как социального явления, которое неминуемо приводит к одностороннему ее пониманию, искаженного представления о значении и функциях культуры в жизни общества. Здесь же источники концепции пессимистического противопоставления культуры и цивилизации, кризиса цивилизаций, будущих мировых катастроф. Уже здравый смысл свидетельствует об органическом единстве материального и духовного, объективного и субъективного, необходимого и случайного в культуре. Исключения одного из компонентов приводит к искаженному представлению о культуре как целостном явлении. Научное понимание культуры формируется через интерпретацию всех факторов, которые оказываются в разных сферах жизнедеятельности общества и воплощаются в характере, поведении, стиле жизни лица, личности. Для сближения явления культуры важным является представление о пределе. Определение берется здесь в буквальном понимании как ограничение, то есть задание или установление предела. Вот здесь - культура или материя, которой человек придал адекватные своим потребностям формы, а там, в конце обработанного поля,. начинается натура - материя бесформенная и неопределенная. Следует заметить, что обробленисть надо трактовать не только как превращение под действием физической силы. Обрабатывается мир уже тем, которое включается в познавательную деятельность человека. Иначе говоря, в культуру превращается все, чего коснулся дух человеческий. Направления или опосредствовано - не суть важно. Указание на важность предела для понимания сущные культуры можно найти в Библии. Человек, созданный из пороха земного, не сразу добывает культуру, ее нет, пока Богом не положен закон (предел, граница) : «от любого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не йж от него». Вот предел, и может зародиться искушение ее нарушения. Становится возможным нарушение закона. Культура сближается здесь с понятием сознания в понимании силы, которая контролирует поведение изнутри. Но существо имеет сознание, какая свободная в поступке, но может сдержаться.





Вернуться назад