Этичные учения и взгляды периода античности


Античность вошла в историю этичной науки как начало ее становления. Здесь впервые была сделанная попытка решения моральных проблем, а также обоснование собственно проблемы нравственности (ее основ, смысла, обязательности). Даже введение термина «этика» является заслугой античного философа Аристотеля, который создал первую этичную систему и по праву считается отцом этичной науки.

Анализ особенностей этичного мнения рассматриваемого этапа предусматривает понимание генезиса этичного знания, что, в свою очередь, прямо связанное с необходимостью постигание особенностей античной культуры, которая на основе цивилизации, которая сформировалась на то время, сумела произвести новый тип отношений между индивидом и социальной общностью. Именно этот тип отношений и послужил исходной предпосылкой становления теоретического самосознания, а в ее пределах — этика.

Античность, в отличие от типичной для восточных деспотий сросшейся естественного и социального, характеризовалась большей социальной детерминованистю всех сфер культурной жизнедеятельности. Даже религия выступала не зоологическим мифологизмом, а обожанием полиса, своеобразным пантеоном антропоморфных богов. Греческий полис как определенный тип общественных взаимосвязей, которые возникли на основе равноправия свободных граждан, стал своеобразной «моральной субстанцией» общества.

Общие особенности античного виденья мира уже не могли сочетать с принятием его как божественного и непостижимого, то есть как непродуманной данности. Универсальность единственного миропорядка (и на уровне естественного, и на уровне социального) требовала установления действительно закономерного — космического закона — логоса. Идет речь о том, Что мироощущение античного человека полностью определялось идеей космоса как универсальной упорядоченности.

В системе космологизму происходит и становления этичного знания как способа решения задания упорядочения человеческой души, гармонии микрокосма и макрокосма. Заметим, что постигание космической универсальности единственного миропорядка осуществлялось в системе доказательного знания о естественном законе, который подлежит человеческому познанию. Важной особенностью античного виденья мира, которая окрашивала и этичные представления индивида, была направленность до формирования мира по мерке человеческого. Именно человек появился исходным пунктом постигания мира. Поэтому и для античной этики (как и в целом для античного познания) «человеческая природа» является основополагающей категорией.

Сквозной же проблемой, которая представляла предмет. этичных рассуждений в течение всего этапа античности, была проблема нормативности человеческого существования, которая рассматривалась как обоснование специфики человеческого образа жизни. А вариативнисть решение данной проблемы в античной этике отобразила отличию в исходных принципах — или доминирование космологизму, или ориентация на антропологизм и социологизм. Здесь, однако, следует заметить, что факт единства античной этичной мысли оказывается именно в наличии указанных трех принципов, которые в большей или меньшей степени присутствующие во всех заявленных этичных позициях античности.

Первые попытки философской этики, которые достали отображение в учениях Анаксимандра, Гераклита, Анаксагора, пифагорейцив, других философов ранней античности, имели преимущественно космологический характер. Здесь прослеживается похожая с древнегреческими системами невидиленисть собственно моральных, сенсожиттевих проблем из единственного комплекса представлений о мироздании. Да, в первую очередь выдвигалось противопоставление истинного образа Жизни, согласно познанному «логосу» (например, Гераклит) образу жизни толпы. Таким образом подчеркивалось значение знания, которое сознательно протипокладалося будничному толкованию природы, общества, человека. Сфера морального, расширяясь к своеобразной гигиене психического и телесного- жизнь, во многом уподоблялась наставлениям жизненной рассудительности относительно правильного отношения к вещам, перипетиям личной судьбы, к себе самому. Мораль понимала сугубо натуралистически, как космический миропорядок, спроектированный на человека.

Самой яркой фигурой рассматриваемого обоснования натурфилософии проблемы нравственности был Демокрит, который сумел довести до логического конца принцип натуралистического толкования человека. Все, чего она хочет и чего должна хотеть, определяется, по мнению Демокрита, природой всего живого. Прекрасное, справедливое, добропорядочное — это лишь другое наименование естественного, полезного для жизни, того, которое приносит здоровье и наслаждение. Однако человек, в отличие от животного, не знает пределов удовлетворения своих потребностей. Средство определения меры — узнающий ум, который раскрывает людям природу космоса и человека как его части. Ум сам по себе уже является моральной ценностью. Мудрец же и является настоящим носителем морали, поскольку он знает, что такое счастье и какой путь к нему. Этичная позиция Демокрита еще преисполнена сквозной причиновистю и космологическим детерминизмом. В то же время начинается фокусировка моральной проблематики вокруг суверенности личности, свободы морального выбора относительно обязанности, закона, интересов государства. Нравственность появляется определенной установкой ума, средством самоутверждения, которое дает возможность человеку при любых перипетиях судьбы и найнесприятливишого внешнего положения иметь «доброе состояние духа».





Вернуться назад