Декоративно-прикладное искусство


«Искусство начинается из уважения к вещам»

К. Чуковський

Стереотипность, усередненисть «предметов» быта и потребления, в частности в Украине, значительно активизировала художников, которые работают в сфере декоративно-прикладного искусства. Дизайн (художественное конструирование), народные ремесла привлекают внимание деятелей культуры, широких кругов зрителей, входят в систему образования в Украине. Также на развитие декоративно-прикладного искусства повлияло усиление роли дизайна в мировой культуре.

Возобновление тем и образов, самых ярких декоративных форм оказалось в ковродельчестве и декоративном стекле.

Большое значение в оформлении интерьеров приобретает гобелен — сюжетный ковер больших размеров. Богатая украинская традиция гобелена, который стал очень популярным в начале нашего века. Основоположниками украинского гобелена были Есть. Кульчицька, М. Бойчук, С. Колос. В настоящее время эти традиции продолжают в первую очередь выпускники Львовского института бытового и декоративного искусства. Гобелен демонстрирует богатство пластичных возможностей, является синтетическим жанром. В нем сочетает гладкий текстиль и даже «текстильная скульптура» — объемное ткачество.

Во второй половине XX ст. расширилась база художественного стекла, используются разные способы его обработки (гранение, химическое пищеварение, роспись). Большое значение приобретает техника свободной, фантазийной формотворчости и украшение пространства около печи изделиями из стекла — так называемое «гутне стекло».

Гутами раньше называли стеклодувные мастерские в Украине, которые находились в лесистых и песчаных местностях. Как правило, гутне стекло имеет теплый зеленый цвет.

Стекло требует точности замысла, богатых предметных связей и ассоциаций. Свидетельство этому — творчество Андрея Бокотея — украинского художника по стеклу, заслуженного деятеля искусств Украины, проректора Львовской Академии искусств. Он — автор 80 выставок в разных странах мира, организатор уникальных художественных акций во Львове

— Международных симпозиумов художественного стекла. В своих работах добивается связи объема и площади, прозрачности и привычной «серой стены». В своих работах Бокотей выступает и как художник света — выразительными является его абстрактные композиции с переливчатыми оттенками, отблесками. Его формы как будто создаются внутри стекла, где возникает удивительный образ «другого» символического мира. Вспоминаются традиции отечественного модерна начала века, который прибавил стеклу блестящие неповторимые формы фантазии и мечты. Творение Бокотея «Млечный путь», «Рождение материи», «Вселенную» называют классикой украинского художественного стекла.

. . . Художник рассказывает легенду о древни мореплавателях, которые заночевали около огня на песчаном берегу. Вдруг их товар — брили соли — превратился в прозрачную массу. Тогда они вместе с помощью песка создали то, что назвали стеклом.

Оригинальностью творческого почерка выделяется художественное стекло Тамары Московки, заслуженного художника Украины. Обстоятельно выучив разнообразные техники украинского гутного стекла, художница избрала для себя технику матовой гравировки — обработка неглубокими гранями без окончательного полирования. Одно из самых известных ее произведений — «Свято труды», композиция из пяти предметов, вертикальных ваз. Обиды этой композиции родились под впечатлением многочисленных путешествий Т. Московки, в частности в Карпаты. Отсюда

— удивительные использованные в композиции оттенки синьо-зеленого, что напоминают вершины карпатских гор. Пейзаж — будто отзвук движений людей, их танца.

Развитие народных ремесел связано с непосредственным обращением к богатству народных традиций, возможностей их творческого осмысления. Да, своими керамическими изделиями славится село Опишня — здесь делают майолику, «гутне» стекло, ковры. Мастера Опишни широко используют символику украинского ковра и вышивки, в частности цветов. Это важно потому, что в народном творчестве цветок — не только символ красоты, но и символ жизни человека. Например, венок означает возобновление жизни, его вечный круговорот и непрерывность.





Вернуться назад