Организация досуга людей преклонных лет: отечественный и зарубежный опыт

Главная - Культура - Организация досуга людей преклонных лет: отечественный и зарубежный опыт

В последние годы наблюдается осложнение процессов приспособления групп людей, которые стареют, к требованиям научно-технического развития, снижения потенциала здоровья пенсионеров, обострения экологических проблем. Вместе с тем стремительность и глубина социокультурных проблем не могли не отразиться на изменении статуса пожилых людей в культуре. Смещаются социальные роли людей преклонных лет; в общественном сознании старость чаще становится периодом болезней, физической и интеллектуальной немощи; формируются неверные стереотипы, и целые поколения вырастают предвзятыми против старости и др. Отношение к разному рода «маргинальных групп» всегда было критерием гуманности, морального здоровья народа. Впрочем, как отмечал Ж. П. Сартр, культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она — справа рук человека, в культуре она ищет свое отображение, в ней она познает себя, только в этом критическом зеркале она может увидеть свое лицо (4, с. 18).

В Украине, как и во многих развитых странах, в последние десятилетия значительно выросла часть людей преклонных лет. К старшему поколению сегодня принадлежит каждый пятый(5). По данным Института демографии в Украине насчитывается 11 млн. людей преклонных лет (6).

Сегодня сложилась ситуация, когда для многих людей труд потерял свою общественную значимость, так же и общественное признание труда и трудовых достижений потеряло смысл. Для многих групп населения (особенно для людей преклонных лет) труд потерял значимость и как средство самоутверждения и самореализации. Поэтому в этих условиях досуг рассматривается как одно из важных средств реализации сущностных сил человека, как самценная общественная сфера, направленная на возобновление и развитие физических, психоэмоциональных, интеллектуальных сил человека, на самореализацию ее потенциала, на удовлетворение разнообразных потребностей.

Первым, кто определил компенсационную функцию досуга и дозвиллевой деятельности, функцию субъективной свободы против вторгення социального окружения, был Д. Рисмен. По его мнению, свободное время предоставляет внешне детерминированному типу возможность вернуться к самому себе, становится источником его индивидуализации и автономизации. Многие западные исследователи рассматривают свободное время как средство компенсации действительности. К ним принадлежат французские теоретики сюрреализма (Ж. Батай, Р. Кейса), неофрейдисты (В. Райх, Е. Фромм, Г. Маркузе), американские социологи (Е. Мейо, М. Мид, М. Ловенштейн), современные французские социологи (Ж. Дюмазед'е, Каплан, А. Турен, А. Моль, А. Лефевр).

Как правило, с выходом на пенсию резко снижается уровень доходов, уменьшаются физические и духовные силы, а свободного времени становится больше (около 8 часов в день). Впрочем, неблагоприятные условия и низкое качество жизни в совокупности с низкими доходами вынуждают пенсионеров беспокоиться, в первую очередь, об удовлетворении повседневных потребностей, а духовные, культурные потребности отодвигаются на второй план. Все это в значительной степени обусловливает их неудовлетворение жизнью. Однако накопленный опыт, профессиональное мастерство усиливают осознание собственной общественной значимости, потребность в признании, высоком статусе, уважении со стороны окружающих, помогает при определенных условиях сохранить веру в свои силы, наполняют жизнь содержанием и смыслом. Исследования показывают, что потребности «молодых пенсионеров» мало чем отличаются от потребностей работающего населения. Подчеркнем, что функциональное назначение культурно-дозвиллевой сферы отбивает наличие соответствующих потребностей, а также меры осознания социально-культурными группами, отдельными личностями необходимости использовать рекреативно-розвиваючий потенциал досуга. При этом дозвиллеви потребности тесно переплетаются с основными группами других потребностей, таких как физические, социальные и интеллектуальные потребности. Впрочем, нельзя не согласиться с тем, что голодный, больной и одинокий человек, что не имеют постоянного жилья, думает не об организации досуга, а о том, как улучшить свое жизненное состояние. Проблема досуга у многих пожилых людей возникает, когда уровень минимального материального состояния является уже достигнутым. Хотя опросы показали, что 95% французских пенсионеров считают, что умеют распорядиться свободным временем вопреки нехватке материальных средств(конечно, может возникать вопрос об отличии понятий «минимуму» в разных странах).

Экономические проблемы обозначаются на уровне культурной активности пожилых людей. Обследования в Таганроге показывают, что пенсионеры в 4 раза реже посещают кино и в 6 раз — театр, чем работающих людей (7). За свидетельством английской социологической статистики, лишь 5% пенсионеров в возрасте от 65 лет ходят в кино, 15% — посещают клуб, и 40% — проводят отдых вне дома (1).

Проблема социального одиночества усиливает чувство социальной незащищенности и попрание. Происходит значительное сужение контактов и круга общения, нарушения стойких социальных связей; возникает проблема культурной отчужденности. Иногда трагедия человека начинается с того, что она свою отчужденную природу воспринимает как обычную, существенную для человеческой природы. Так проще жить и не думать о собственной беде. Здесь уместно вспомнить идею Е. Фромма о первично противоречивой природе человека. Потому что основы «человеческого» заложены не в ее особенной специфической природе, а в условиях существования в окружающей среде, в возможностях превращать его.