Рекреационная функция библиотеки начала ХХИ века

Главная - Культура - Рекреационная функция библиотеки начала ХХИ века

Современный период социальной трансформации общества, взаимоувязанный с углублением кризисных явлений, выдвигает перед украинскими библиотеками задание выбору направлений и функций развития их общественной жизнедеятельности с учетом загальнодюдських и национальных приоритетов на фоне поляризации современного украинского общества, негативных последствий информационной цивилизации. Радикальная перестройка общественного сознания, духовных ценностей, мировоззренческих ориентаций расширяет социальные функции библиотеки.

Библиотека, реализуючи информационную функцию в условиях практически неограниченного доступа к банкам информации с помощью компьютерной сети библиотек, способствует раскрытию и реализации творческих способностей, самосовершенствованию и самореализий в информационном обществе. В то же время постоянно растущие темпы увеличения объемов информации влияют на физическое и духовное состояние человека, который требует адаптации ее к новым условиям и возможностям жизнедеятельности. С целью содействия сохранению и укреплению физического и духовного здоровья личности путем применения разных средств и мероприятий библиотека расширяет свои функции. Как свидетельствуют библиотекознавчи исследования последних лет, читатели все чаще обращаются к библиотеке с целью решения психологических проблем, преодоления психоэмоционального дискомфорта, вызванных негативными последствиями переходного периода, которые сопровождаются радикальными изменениями в социальной сфере.

Если согласиться с тем, что здоровье — «это способность адаптироваться, приспосабливаться к все более содержательно более богатого житття во все менее еволюцийно благоприятной среде проживания» (Чекалов А. Е. ), то перемены жизни к лучшему, включая параметры уровня, качества и продолжительности самой жизни, предопределяют, рядом с другими факторами, улучшение организации досуга человека, в т. ч. средствами библиотечной деятельности.

Рекреационная функция библиотеки заключается в организации содержательного досуга на основе комплекса специальных мероприятий, направленных на возобновление и воссоздание потерянных или ослабленных психических сил, оптимизации самочувствия человека, который способствует ее приспособлению к условиям труда и быта. Эффективность рекреационной функции библиотеки связана из содержательно- коммуникативным характером деятельности, а также с ий влиянием на формирование таких социокультурных факторов, как стиль жизни, социальный статус, социальные стереотипы и наставления, индивидуальная культура личности. Изучение особенностей рекреационных потребностей и интересов каждой читательской группы, каждого пользователя также создает условия эффективной рекреационной деятельности библиотеки, расширения и создания разнообразия видов и форм досуга. Организация содержательного досуга с учетом психофизиологических особенностей детей, подростков и молодежи у детских, юношеских и публичных библиотек способствует образование социализирующей среды, воспитанию общечеловеческих ценностей. Ввод инновационных библиотечных технологий при организации досуга людей преклонных лет способствует привлечению их к культурному социуму, продолжению активного образа жизни, реализации их интеллектуального и морального потенциала.

Рекреационная функция библиотеки в полной мере реализуется через практическую библиотерапию, главной целью которой является «противостояние негативным тенденциям в обществе, способность формировать наставления на позитивную самореализацию разных категорий населения и тем же сохранение и укрепление физического и духовного здоровья, целостности личности» (Дрешер Ю. Н. ) В то же время библиотерапия является также наукой о закономерностях, механизмах, средства сохранения, укрепления физического и духовного здоровья, целостности личности в неблагоприятных условиях средством синтезирования ситуаций чтения специально подобранной литературы (Дрешер Ю. Н. ). Можно было бы уточнить: «. специально подобранной библиотекарем литературы из документного фонда библиотеки».

Усиление рекреационной деятельности библиотеки с целью смягчения последствий «стрессового общества» осуществляется путем комплексности и адресности рекреационных мероприятий стимуляции социальной активности пользователей библиотеки, поддержки наиболее уязвимых слоев населения, привлечения пользователей, общественности к участию в этой работе. Полифункциональность дозвиллевой деятельности библиотеки направляется на активизацию разнообразных средств поиска активных направлений организации досуга с использованием современных технологий. Активизация этой работы удостоверяет, что библиотеки могут быть не только информационными центрами, но и центрами отдыха и развлечений. Тем более, что в соотношении «безоплатные-платные» услуги в сфере досуга приоритетной среди большинства населения остается библиотека, избранная для использования свободного времени (Ловкова Т. Б. ). Современная библиотека является важной ячейкой культуры, которая безвозмездно оказывает пользователям не только информационные услуги, но и содействует развитию интеллектуального и творческого потенциала личности, организации общения, отдыха и развлечений. Библиотеки, воплощая оригинальные культурно-дозвиллеви программы, организовывая литературно-музыкальные салоны и гостиные, эстетические студии, кружки и клубы по интересам, диспуты, презентации, читательские конференции, тематические вечера, творческие встречи, круглые столы сприияють созданию оптимальной инфраструктуры для организации отдыха в библиотеках разных типов, а тикож способствуют дифференциации рекреационных запросов пользователей с учетом потребностей современного украинского общества.

В то же время библиотека допомогае организации чтения художественной, художественной, развлекательной литературы, которая удовлетворяет разные виды отдыха граждан. Результаты социологии чтения удостоверяют о снижении общего количества прочитанных книг. Поэтому чтение как процесс учебы, воспитания и отдыха тревожит не только читачезнавцив, но и правительственных чиновников, ученых, общественность, поскольку уровень читательской культуры определяет культуру общества в целом. Среди соотношения каналов удовлетворения общественной потребности в чтении библиотекам принадлежит ведущая роль. Рекреациийний деятельности библиотеки присущая и аксиология составляющая, которая оказывается в поисках фундаментальных ценностей, заложенных в книге, пространстве печатного текста, печатном слове.