Современные технологии организации семейного досуга


Современное состояние экономического, общественно-политического, социального и культурного развития общества предопределяет необходимость трансформационных изменений в моделях и технологиях деятельности всех традиционных заведений культуры, принимая во внимание смену той роли и места, какие они занимают в обновленных условиях жизнедеятельности каждого человека.

В контексте этих процессов характерные сдвиги наблюдаются и в роботы музеев, которые все более выразительно превращаются из сугубо казны художественного, этнографического, исторического и культурного наследия человечества на центры социально-культурной, в том числе и образовательно-воспитательной деятельности.

Развитие современных форм и технологий организации деятельности музеев происходит в общем пространстве музейной педагогики (срок был введен в обращение К. Фризеном в 1934 г. ) — междисциплинарной науки, которая осуществляет передачу культурного опыта на основе междисциплинарного и поликультурного подходов через педагогический процесс в условиях музейной среды. Сущность музейной педагогики заключается в овладении музейной реальностью в ее педагогическом аспекте, в способности пробуждать интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции, в воспитании заботливого отношения к музейным достопримечательностям как к части культуры, в формировании понимания единства природы и культуры, традиций и культурных приобретений конкретного этноса, у развития духовных, информационных, познавательных и коммуникативных интересов и потребностей конкретной личности и возобновлении, наполнении новым эмоциональным содержанием межличностного взаимодействия между отдельными индивидами.

В контексте антропоцентрической парадигмы культурно-просветительской деятельности, сохранения культурологических достижений, духовных ценностей, моральных традиций ради формирования и совершенствования каждой личности, нового удельного веса приобретают музеи под открытым небом («Open - air museums»).

Именно в них можно наиболее образно и исторически достоверно воссоздать в комплексе архитектуру и быт бывшего села, продемонстрировать хозяйственную деятельность населения, которое обитаемый, работало и творило в тогдашних условиях.

Мысль о создании такого типа музея впервые выдвинул в конце ХУИИИст. швейцарский ученый Чарльз Болстен. Но только сто лет спустя в 1867р. в Норвегии на специально выделенный участок около Осло было перевезено несколько крестьянских жилищ и церковь. В 1891р. по инициативе шведского ученого Артура Газелиуса, на холмистой местности, так называемом Скансени, пылкие сторонники древности законсервировали несколько давних сооружений и таком образом положили начало новой форме музеев — всемирно-известным «скансенам». Уже через несколько лет музеи под открытым небом открылись в Норвегии (18897р. ), Дании (1901р. ), Эстонии (1909р. ), Латвии (1924р. ). В них были воссозданы крестьянское жилье и хозяйственные здания, мастерские ремесленников и сооружения общего использования.

С того времени созданию музеев под открытым небом уделяется большое внимание во многих странах мира. Так сегодня на разных континентах действует уже свыше 600 музеев под открытым небом. В Украине их насчитывается шесть: в Киеве, Львове, Ужгороде, Переяславе-Хмельницком, Черновцах, в с. Крилос Галицкого района Ивано-Франковской области.

Основная цель и задание при создании и функционировании музеев под открытым небом заключается в:

1. сохранении наиболее интересных аутентичных достопримечательностей архитектуры;

2. создании условий для свободного доступа к этим зданиям широких слоев населения, повышения их культурного уровня;

3. показе в комплексе национальной народной культуры и архитектуры, предметов быта, орудий труда, ужиткового искусства, то есть создании модели среды, ландшафте;

4. помощи возрождения народных ремесел и проведению фольклорных праздников;

5. содействии индустрии туризма;

6. решении научных проблем, связанных с поиском, сбором, изучением, реставрацией экспонатов.





Вернуться назад