Рождение гуманизма


Понятие "гуманизм" (лат. humanism — человечный, человеческий) в философской литературе употребляется в двух значениях. В широком — это система идей и взглядов на человека как наивысшую ценность, в более узком — это прогрессивное течение западноевропейской культуры эпохи Возрождения, направленное на утверждение уважения к достоинству и уму человека, его права на земное счастье, свободное проявление естественных человеческих чувств и способностей.

Между гуманизмом и неоплатонизмом Ренессанса существовало не только единство, но и тождественность. Зачинателем гуманистического движения считается итальянский общественный деятель и демократ Колюччо Салютати (1331-1404).

Одну из основных идей нового гуманистического мировоззрения развил итальянский философ Мирандола (1463-1494), отмечая в произведении "Речь на достоинство человека", что человек сам творит свою судьбу, она способна к безграничному совершенствованию своей природы.

Большую роль в утверждении гуманистических идей в Европе сыграла Платоновская Академия в Флоренции (1459-1521), которую возглавлял неоплатоник и светский философ Марсилио Фичино (1433-1499).

Носителями нового мировоззрения были люди разного социального состояния, в первую очередь горожане, которые изучали философию, а также поэты, художники. Объектом их изучения стал человек, все человеческое. Отсюда и название этих деятелей — гуманисты.

Если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение — эпохой художественно-естетической. Ведь именно с помощью искусства изображается разнообразный мир человеческого чувства и его огромная ценность. Именно человек из и телесностью чувства впервые в эпоху возрождения осознается и изображается такой, которой она является в действительности, : не носителем греховности, а как высшая ценность и онтологическая реальность.

Развитие производства, новые общественные отношения требовали нового, инициативного человека, который чувствовал бы себя не частью, представителем определенного социального состояния или корпорации, а самостоятельной личностью, которая представляет саму себя.

Формируется новое самосознание человека, ее активная жизненная позиция, появляется ощущение личной силы и таланта. Идеалом человека эпохи Возрождения является ее разносторонняя деятельность. Возникает тип культурного, гуманистического индивидуализма, который ориентируется не на практическую экономическую деятельность (буржуазный индивидуализм), а на культуру. Приоритетным в иерархии духовных ценностей становится не происхождение или богатство, а личные достоинства и благородство. В качестве цели жизни выступает теперь не спасение души, а творчество, познание, служение людям, обществу, а не Богу. Следовательно, одной из характерных черт эпохи Возрождения есть также ее гуманизм.

В наше время вопросы гуманизма являются крайне важными. Да, много говорят сейчас о гуманизации экономики, гуманизации образования и тому подобное. Без почтительного отношения к человеку трудно построить и сегодня нормальное общество, где было бы меньше войн, агрессии и несправедливости.

"Первым гуманистом" называют большого итальянского поэта Франческо Петрарку. Он развил гуманистические идеи в лирических стихах, в латинских прозаичных произведениях, трактатах, многочисленных листах. Одним из центральных в этике Петрарка было понятие "гуманитас" ( от лат. humanitas - человеческая природа, духовная культура). Оно стало основой построения новой культуры, отсюда и термин "гуманизм". Петрарка бросил вызов схоластике, критиковал ее не за недостаточное внимание к проблемам человека, подчиненность теологии. Таким образом программа становления новой культуры в главных чертах была начерчена Петраркой, ее разработку завершили его последователи - Джованни Боккаччо и Колюччо Салютати. Гуманизм стал выражением нового мировосприятия, нового понимания сущности человека и земной жизни. Гуманизм - это система идей, взглядов на человека как наивысшую ценность, утверждение права человека на земное счастье. Гуманисты настойчиво подчеркивали идею о гармонии мира и достоинстве человека, не родовую и сословную, а исключительно личную, проводили идею важности каждого индивидуального существования. Именно в ренессансной культуре была выработанная идея о безграничном могуществе человека, о ее неограниченных возможностях. Актуальной была активная деятельность человека, а не ее отход от мирских дел, ведь земная жизнь - наивысшая ценность, единственная возможность для человека выявить собственную природу и индивидуальную неповторимость. Характерной чертой культуры гуманизма является "реабилитация" естественного в человеке, определение гармоничной единство телесного и духовного. Отбрасывая аскетизм, гуманисты противопоставляли ему новую мораль, основанную на единстве плоти и Духа и, согласно этой морали, добывали в борьбе право человека на земные радости и интеллектуальное развитие, на удовлетворение существенных и духовных запросов на право хотеть земной, прижизненной славы. Гуманисты произвели свою антропоцентрическую систему восприятия мира. Они не отбрасывали теологического догмату о том, что Бог является творцом мира и человека, потому что атеистами не были и Бога не отрицали. Но совсем иначе, чем теологи понимали мир и человека. Гуманисты поставили в центре мира не Бога, а человека, возвеличили ее, провозгласили самым ценным существом, способным во всем возвыситься к своему творцу. Бог в мировоззренческо-философских построениях гуманистов продолжает играть почетную роль творца мира, но, рядом с ним, появляется человек. Формально она остается зависимой от Бога ( она создана им), но будучи наделенной, в отличие от всей остальной природы, способностью творить и мыслить, человек рядом с Богом фактически начинает играть роль существа, так сказать "спивривной" Богу, роль "второго Бога", как высказался один из ведущих мыслителей Ренессанса Николай Кузанський. Гуманисты боготворили человека в том смысле, что верили в ее "божественные" познавательные и творческие возможности, неисчерпаемость способностей.





Вернуться назад