Титаны итальянского Возрождения


Эпоха Возрождения относится к выдающимся периодам развития человеческой цивилизации. Взлет научной и художественной мысли, развитие разных отраслей - далеко не полный перечень достижений Возрождения.

Возрождение возникло на почве достижений средневековой цивилизации, в частности, периоду позднего средневековья, когда феодальное общество достигло наивысшего развития и испытало большие изменения.

Носителями нового мировоззрения были люди разного социального состояния, в первую очередь горожане, которые изучали философию, а также поэты, художники. Объектом их изучения стал человек, все человеческое. Отсюда и название этих деятелей — гуманисты.

Для искусства итальянских городов раннего Возрождения конца ХИV - ХV ст. характерный полный отход от традиций Средневековья. В средневековой эстетике не предоставлялось большого значения красоте человеческого тела (кроме лица, точнее, его выражению). Скульпторы и художники Средневековья очень редко изображали обнаженного человека, например, Адама и Еву, обиды которых как раз и выражали стыд перед Богом после грехопадения. Человеческое тело изображалось лишенным силы, и привлекательности. Характерной чертой искусства Ренессанса стал полный пересмотр этой традиции. Наступает расцвет реалистично-возвышенной живописи, который опирался на идею связи между совершенным человеком и прекрасной природой. Для художников Возрождения главными остаются картины религиозного содержания. Но теперь и Мадонна, и Иисус, и святые - это люди из плоти и крови, их руки, черты лица выражают их полностью понятны каждому земному человеку чувства. Больше того, эти алтарные обиды стали похожи на живых и прекрасных людей. Таким способом утверждалась идея потенциальной "богоподибности" реального человека.

Архитектура, скульптура и живопись в итальянских городах достигают своего расцвета. Искусства перестали быть безымянными и окончательно перешли к рукам художника-профессионала. При этом итальянские художники умышленно избегали хорошо им известные каноны готического искусства, с которым связывался схоластицизм рационализма. Альтернативой стало возвращение к античным, обращения к византийским и арабским традициям, которые творчески переосмысливались. Художник должен быть творцом, а не плагиатором, масс передать личное отношение к изображаемому и должен получить соответствующее вознаграждение как оценку своего особенного виденья. Определенные признаки преемственности от готики и византийской иконописи все еще хранятся (подовженисть фигур, устоявшаяся заданность поз и движений, подражания композициям и тому подобное), но техника рисунку и навколосюжетний пространство поразительно изменяются, становясь на удивление реалистично близкими и знакомыми каждому зрителю. Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях человеческого тела приобретают в это время для художников еще большего значения, чем для готических мастеров. "Изображать так, как мы видим, как отображает поверхность зеркала", - вот полностью новый эстетический идеал ренессансных художников.

Нет возможности назвать всех знаменитых художников раннего Возрождения. Вспомним нескольких. Филиппо Брунеллески (1377-1446) - творец новых канонов ренессансной светской архитектуры - палаццо; Мазаччо (1401-1428) - художник мужественного стиля, который смог разработать и воплотить законы тримирности пространства, линейной и воздушной перспективы; скульптор Донателло (1386-1466) - возродил тип округлой скульптурной статуи как самостоятельное произведение искусства, не привязанное к архитектуре (шедевры Донателло - статуя Давида, а также первый после Средних веков конный постамент кондотьера Гаттамелати в Падуе). И Мазаччо, и Донателло, и Брунеллески блестяще ломают художественные стереотипы. Религиозные темы, которые воплощали художники этого периода, постепенно превращались в светские произведения с большим количеством бытовых подробностей, с портретами современников, наполненные живым человеческими чувствами и переживаниями.

При этом не стоит забывать, что ренессансное искусство никогда не было по-настоящему демократическим, а из второй половины XV ст. оно приобретает выразительный аристократизм. Особенной изысканности достигает итальянское искусство во времена правления в Флоренции Лоренцо Медичи (1449-1492, внук Козимо Медичи, который открыл первый художественный музей). Будучи жестоким политиком, настоящим тираном, Лоренцо Прекрасный вместе с тем был одним из самых образованных людей в свое время. Поэт, философ, гуманист (в ренессансном значении), меценат, он превратил свой двор в центр художественной культуры, где смогли найти пристанище писатель Полициано, ученый Пико делла Мирандола, художники Боттичелли, Микеланджело. Сандро Боттичелли (1445-1510) сначала был настоящим выразителем утонченной чувственности двора Лоренцо Медичи. Боттичелли использовал как античную, так и христианскую мифологию. Самые значительные его картины - "Рождение Венеры" и "Весна". На первой из этих картин художник изображает прекрасную богиню любви, только что рожденную из пены морской, которая, подчиняясь веянию зефирив, плывет на черепашке к берегу, где ее ожидает нимфа. У богини идеальное женское тело, но лицо подростка, лица не пробуждено к жизни, чистое, безгрешное, мягкое. Вместе с тем, глядя на девушку, чувствуешь предчувствие трагедии, разрушающей жажды. Этот же женский тип мы можем встретить и в "Весне", и в обидах прославленных боттичеливських Мадонн.

Но когда в 1494 г. настоятель доминиканского монастыря Джироламо Савонарола, который смолоду получил для своего времени блестящее гуманистическое образование, решительно выступил против жесткой тирании Медичи, направленной против флорентийского городского самоуправления, и фальшивого, по его мнению, придворного искусства, которое он считал "делом рук дьявола", его поддержали подавляющее большинство флорентийцев. Медичи были изгнаны из города. Поддержали Саво-наролу и много гуманистов, и даже некоторые выдающиеся художники, такие как С. Боттичелли. Однако через четыре года Пьеро Медичи вернулся с наемными войсками. Савонаролу было казнено, его труп сожжен и развеян по ветру, а диктатура Медичи возобновлена. После этих событий выдающийся художник, который продолжал сочувствовать повстанцам, отказался дальше сотрудничать с двором Медичи, а в его художественных произведениях отразилось возвращение к средневековым традициям творчества, близким широким слоям общества.





Вернуться назад