Основные черты французского Возрождения

Главная - Культура - Основные черты французского Возрождения

Из конца XV ст. в Франции начался процесс централизации страны и укрепление государства. В скором времени король ликвидировал политическую независимость Бургундии, Бретани и Бурбонського герцогства. Большие родовые феодалы, потеряв могущество и значение в хозяйственной жизни страны, превращались в придворную знать, которая существовала на подачки короля и целиком зависела от него. Изменялся характер экономики страны. С развитием торговли и промышленности огромные богатства зосереджувались в руках большой буржуазии. Она вкладывала капиталы в сельское хозяйство, покупала феодальные замки и титулы. Из ее среды выделилась значительная прослойка бюрократии в суде и администрации. Таким образом создавалось новое дворянство.

Сторонниками прогрессивных идей в Франции были в основному представители передовой части дворянства, в формировании мировоззрения которых значительную роль сыграла гуманистическая культура Италии. Новоявленное дворянство охотно поддерживало агрессивную политику короля, давало средства для подготовки военных походов, в частности в Италию. Во время этих походов перед дворянством приоткрывался новый мир высокой гуманистической культуры Италии и вместе с тем искусства античности, уже довольно глубоко изученного итальянскими гуманистами. Вскоре в Франции начала широко распространяться античная книга. Сам король Франциск И претендует на роль руководителя гуманистического движения в стране. Он приглашает выдающихся итальянских художников, ввозит из Италии произведения гуманистического искусства, приближает к двору гуманистов-ученых, поетив, художников, оказывает содействие развитию книгопечатанья, пополняет королевскую библиотеку старинными манускриптами.

На судьбы французского гуманизма обозначился также движение религиозной реформы, возглавленное со временем Жаном Кальвином (1509-1564). Сначала протестантство было определенной мерой близкое гуманизму. Гуманисты стремились освободить человека от средневековой идеологии, а будущие религиозные реформаторы - от католицизма. Поскольку католицизм неотделимый от средневековой культуры и мировоззрения, то гуманисты не могли не бороться и против него. Таким образом, в борьбе против идеологии средневековья гуманисты в лице протестантов имели сильного соучастника.

Исключительно важным фактором развития и формирование гуманизма было влияние на него литературной национальной традиции и сатирической литературы, которая создавалась в ходе классовой борьбы народных масс. Развитие буржуазных отношений привело к уничтожению крепостничества, но положение крестьян, которые страдали от непомерных налогов, не улучшилось. Не в лучших условиях был и рабочий люд городов. Недовольство народных масс в эпоху раннего Возрождения выливалось то в крестьянские восстания, то в забастовки городских рабочих, то в религиозные ереси. Эта борьба сопровождалась бушующим развитием сатирической народной литературы. В балаганных спектаклях, карнавальных процессиях, анекдотах, фарсах остро высмеивались церковная служба, проповеди; распущенные монахи, тупоголовые богословы, никчемные рыцари.

Все это обусловило расцвет гуманизма на протяжении первых десятилетий XVI ст. И хотя король Франциск И старался направлять развитие гуманистического движения и держать его под своим контролем, однако уже в 30-те года было целиком очевидно, что гуманизм проторяет свой собственный путь, независимый от воли короля. От усвоения античного искусства и гуманистической культуры Италии гуманисты перешли к решительному наступлению на феодальный мир и его основания в французском государстве. Размах наступления гуманистов напугал короля, и он вместе с католической церковью начал против них поход. Непосредственным поводом для наступления на гуманизм были события 18 октября 1534 г. В этот день в Париже и в провинции на мурах общественных домов и даже на двери [236] королевской спальни были расклеенные «плакать против мессы», направленные против католических епископов, папы и его культа. Король и католическая церковь немедленно обратились к репрессиям против протестантов и вольнодумцев: в 1535 г. по требованию богословов король подписал указ об уничтожении книгопечатания (потом упраздненный); в 1540 г. был утвержден инквизитор французского королевства, разрешен орден иезуйтив; в 1546 г. на площади Мобер в Париже сожжено Етьена Доля - поэта, ученого, издателя гуманистических творив.

Гуманистам приходилось действовать в условиях жесточайших преследований и борьбы. Положение усложнялось и тем, что пути гуманизма и протестантства разошлись. Окрепши, протестантская церковь стала не менее фанатичной, чем католическая, с такой же жестокостью и нетерпимостью преследовала вольнодумцев. 1553 г. в Женеве, которая стала центром протестантской церкви, по настоянию Кальвина было сожжено выдающегося ученого Сервета.

Не найдя пути к народу, гуманисты остались одинокими в борьбе против церковной и феодальной реакции. Во второй половине XVI ст. в Франции значительно усилилась борьба религиозных направлений. Чем больше укрепляла свои позиции протестантская церковь, тем жорстокишим был наступление католицизма (контрреформация). Вся страна разделилась на два вражеских лагеря - католиков и протестантов, между которыми точились кровопролитные религиозные войны, которое привело к восстановлению феодальной анархии. В таких обстоятельствах гуманистическое движение приобретало новый характер - рождалось трагическое осознание неосуществимости гуманистических идеалов, которое обусловило кризис гуманизма.