Общая характеристика культуры ХиV-першой половины ХVIII ст


Подобные процессы утверждения новых тенденций характерные также для эволюции пластических искусств - живописи, скульптуры, графики, архитектуры. Так выдающийся итальянский живописец Караваджо основал художественную систему монументализаций будничного мира с помощью светотеневых контрастов, которая получила название “караваджизм”. Среди его последователей были такие всемирно известные мастера как Х. Рибера, П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт. В настоящее время также работают А. Ван-Дейк,Ф. Сурбаран, Ф. Гальс, Н. Пуссен. Высочайшие достижения в скульптуре и архитектуре связанные с творчеством Д. Л. Бернини, Ф. Барромини, Ж. Ардуен-Мансара. Особое место в европейской культуре этих пор заняла культура бароко (от итал. baroco - странный, привередливый, химерический). Искусство бароко фиксирует острую внутреннюю противоречивость общественной жизни. Успокоительной и уравновешенной картине бытия, созданной культурой Возрождения, противостояла картина бушующего, взволнованного, патетичного и драматического мира, который постав в противоречивой динамике и “открытости” для всяческих изменений. Художественные образы взаемозв'язувалися, сливаясь в один подвижный поток, в котором четко прослеживалась тенденция к универсализму. Художники бароко стремятся создать единую всеохватывающую картину мира. Они отказываются от четких линий, которые очерчивали пространство, и делят его на отдельные относительно запертые плоскости. Пространство в их картинах тяготеет к бесконечности, объединяя в одно целое людей, предметы, пейзаж и т.п.. Вместе с тем мастерское использование контрастов света и тени превращало целое в наполненный динамикой живописный потик.

Динамизм еще значнишою мерой нашел свое проявление в скульптуре барокко, где он вызывает не оптимистичное ощущение могущества, как это имело место в пластике Возрождения, а скорише увлечение утонченностью и какой-то внеземной, нереальной легкостью. Если скульпторов Возрождения захватывала красота тела самая по себе, то теперь художников больше волнует красота движений, их сказочная грация.

Ярчайший барочный стиль оказался в архитектуре. Архитектурный образ формировался на основе активного взаимодействия пространственных и объемных факторов. Пространство, которое в своем безграничном расширении приобретает всепроникающую силу, наталкивается на пластика архитектурной массы, вследствие чего, и то подвергается просторную, то опирается ему, образовывая странные мотивы объемной и линейной конфигурации.

В архитектуре бароко преобладает тяготение к ансамблю, к организации пространства. Архитекторы включали в ансамбль не только отдельные сооружения и площади, а и улицы, которые подчинялись одному монументальному сооружению как композиционной доминанте.

По-новому раскрывается в архитектуре бароко понятия синтеза искусств. Скульптура, живопись, словно бы продолжают архитектурные формы, принимают участие в создании единого ансамбля, который объединен общей художественной идеей.

Теории и практике бароко в ХУИИ ст. противостояла доктрина классицизма. Как целостная система вкусовых вкусов он сформировался в Франции при королевском дворе и оттуда распространился среди аристократических кругов всей Европы.

Одной из определяющих черт классицизма было обращение к образцам и формам античного искусства как к идеальному эстетичному эталону. Распространение классицизма в Франции было связано с драматическим-драматическим-литературно-драматическим творчеством П'ера Корнеля, Жана Расина, Мольера. Этот стиль нашел воплощение в поэмах и сатира Никола Буало, баснях Жана де Лафонтеня, прозе Франсуа де Ларошфуко и Жана де Лабрюйера, архитектуре версальских дворцов Жюля Ардуен-Мансара, живописи Никола Пуссена и Лоррена.

Для классицизма вообще присущие рационализм, нормативность творчества, стремление к завершенным гармоническим формам, монументальности и зривноважености композиции. В французском классицизме как основной принцип для любого художественного произведения выступает ум. Тем самым откидывается всяческая фантазия, а главным требованием становится торжество идей обязанности над чувственным стремлением у человека. Это требовало четкой регламентации всяческой художественной деятельности и точного соблюдения правил. Эстетичную ценность имеет лишь непересекающееся, неподвластное времени. В каждом явлении классицизм стремится найти и засечь существенные, стойкие признаки. Классический образ тяготеет к образцу, он является торжеством ума и порядка над хаосом.

Важным признаком классицизма была также строгая иерархия жанров. Они распределялись на “высокие” - трагедия, эпопея, ода, сферой которых было государственную жизнь, исторические события, мифология, а героями - монархи, полководце, мифологические персонажи, религиозные подвижники, а также “низкие” - комедия, сатира, басня, которые изображают частную, будничную жизнь обычных людей.

Важно осознать, что, несмотря на отличии, в барокко и классицизме есть и общее, так как эти системы были своеобразной реакцией на криза гуманистических идей Возрождения. Художники этих направлений отбрасывали идею гармонии, которая представляла основание гуманистической ренессансной концепции. Вместо гармонии между человеком и обществом искусство ХУИИ ст. выдвинуло идею сложного взаимодействия личности и социальной среды, вместо гармонии ума и чувство - идею покорения страстей велению ума.





Вернуться назад