Театр ХХ столетие

Главная - Культура - Театр ХХ столетие

В послевоенные года театральное искусство переживало не лучшие времена, так как внимание зрителя притягивал более доступный и зрелищный кинематограф, а потом и телевидение. При этих условиях для возвращения зрителей в театральные залы огромную работу было осуществлено драматургами и театральными режиссерами, В США, например, возникшая сугубо американская традиция организации театрального дела.

Известнейший американский драматург Юджин О'нгл определил пути развития театра на десятилетие. В его пьесах "Продавец льда придет", "Длинное путешествие в ночь", "Луна для пасинкив судьбе" создана картина абсурдности и глубокой постыдности человеческих отношений. Эти произведения проложили дорогую для восприятия публикой таких сложных драматургов, как Тенесси Вильямс и Артур Миллер. В пьесах Вильямса "Стеклянный зверинец", "Трамвай желания", "Орфей спускается в ад" и других мир человеческих отношений возникает во всей своей трагичности и проблемности. Пьесы Вильямса было переведено многими языками, они с успехом относились на сценах наиболее престижных театров мира. В роботах А. Миллера "Смерть коммивояжера", "Вид из моста", "После грехопадения" поднимаются проблемы ценности внутреннего мира человека, его неповторимости, ответственности каждого за то добро и зло, которое он учинив.

Созвучные мотивы наблюдаются и в творчестве европейских драматургов, которые создали "драму абсурда". Известнейшие представители этого течения - французские драматурги Ежен Йонеско (румын из происхождение) И Семюель Беккет (происхождением ирландец).

В пьесах Йонеско "Лысая певица", "Урок", "Носорог", "Небесный пешеход" доминируют ощущения кошмара и бессмысленности существования. Широкой популярности приобрели пьесу С. Беккета "В ожидании Годо", "Конец игры", "Последняя лента". В 1969 г. творчество драматурга было отмечено Нобелевской премией.

В отличие от 'киноискусства, рассчитанного на миллионные аудитории и в значительной мере обычного потребителя, театр все же таки остается элитарным мистецтвом.

Немецкий писатель Бертольд Брехт (1898 - 1956) был смелым новатором в области драматургии. Свои взгляды на театральное искусство он изложил в многочисленных статьях и трактатах: "Об опере" (1930), "Короткое описание новой техники актерского искусства" (1940), "Маленький Органон. " (1948) и др. Брехт создал теорию "эпического театра", какая стала результатом его эстетичных поисков и художественной практики.

Драматург различал два вида театра: драматический (аристотеливський) и эпический. Он подчеркивал свою принадлежность к второму. Писателя не удовлетворяли традиционные принципы античной трагедии, выдвинутые Аристотелем. Он называл аристотеливський театр фаталистическим, поскольку драматурги освещали непреодолимую власть обстоятельств над человеком. Брехт стремился к другому театру - действенного, активно-писатель считал, что человек всегда сохраняет способность к свободному выбору и ответственному решению за найскладниших ситуаций. Он писал: "Задача "эпического театра" - заставить зрителей отказаться. . . от иллюзии, будто бы каждый на месте героя действовал бы так же" И Брехт выступал против того, чтобы герои были "рупорами идей" автора: "На сцене реалистического театра место лишь живым людям, со всеми их . разногласиями, страстями и поступками".

В "эпическом театре" Брехта изменяется художественная организация пьес Фабула, история действующих лиц перерываются авторскими комментариями, лирическими отступлениями, зонгами (песнями) и т.п.. Драматург старается лишить пьесы непрерывного развития событий. По его мнению, театр - всегда творчество, которое отличается от правдоподобия сегодня недостаточно лишь естественного поведения героев за определенный обстоятельств. Брехт отмечал, что правдивое воспроизведение действительности не объяснить ограничиваться изображением общественных обстоятельств, которыми нельзя объяснить общечеловеческие категории. Поэтому неслучайно автор прибегает к мифу, символу, к жанру притчи или пьесы-параболы. Эти формы довали возможность “преодолеть внешнее, зазирнути в глубинную сущность вещей”.

Новаторство писателя оказывается и в том, что он сумел соединить традиционные приемы раскрытия эстетичного содержания (характеры, конфликты, фабула) с отделенным рефлексуючим началом. Прием "отчуждение" у Брехта - принцип философского познания мира, цель которого - вызвать у зрителей аналитическое, критическое отношение к изображенным событиям". Он считал, что драматургия и театр призваны влиять прежде всего не на чувство, а на интеллект человека ("зритель должен не сопереживать, а спорить"), что важнейшим в пьесе есть не обрисованные события, а выводы и обобщения, которые вытекают из них. Курбасивський знаменитый театр "Березиль" стал разведчиком в мире нового театрального языка, нового семиотики. Художественный путь Курбаса - это путь от антропософии Рудольфа Штайнера к космизму философа Григория Сковороды, от экспериментального политического театра к театру философского (и это в стране тоталитаризма и этической стерилизации). Лесь Курбас синтезирует мистерию с театром новейших интеллектуальных технологий и чувственно-психологических озарений. Его лучшие спектакли: "Макбет" Шекспира, "Гайдамака" за Шевченко, "Газ" Кайзера, "Джимми Гиґґинс" за Синклером; спектакля за пьесами выдающегося украинского драматурга Николая Кулиша и др. , - футуро-тексти Культуры, которые будто "предусмотрели" поиски Ежи Гротовського, Питера Брука, Ингмара Бергмана, лишний раз сделав ударение на единых фундаментальных законах художественной самоорганизации.