Традиции - как элемент культуры

Главная - Культура - Традиции - как элемент культуры

Производя свое, заимствуя что-то у соседей и аккумулируя его, народ постепенно формирует так называемую национальную традицию.

Традиция — это, собственно, то, которое передается в наследство будущим поколениям. Русским языком буквальный перевод из латинской traditio более точен: "предание", украинской же — "перевод" — более сужено.

Национальные особенности представлений о красоте тесно связаны с конкретными местными условиями, что ярко прослеживается на примере архитектуры. Традиционное жилье разных регионов максимально адаптировано к климатическим и естественным условиям, а также видам деятельности. Кочевые племена и кочевые народы пользуются мобильным жильем: на севере — это яранга с крутыми склонами стен — много снега, в Средней Азии — юрта с плоской кровлей — дождей и снега почти нет. В лесной местности жилье строили из дерева, в горной — из камня, а в степных регионах, где не было ни первого, ни второго, — из глиняных валькив. Строительный материал диктовал конструктивные особенности, форму, отделку. Традиции возведения жилья передавались из поколения в поколение, происходила их эстетизация; люди привыкали к своему жилью, и оно выдавалось им единственно красивым. Даже позже, когда увеличился арсенал строительных материалов и вместо глины и дерева начали использовать кирпич, в возведении сооружений продолжали храниться предварительно наделанные формы, поскольку они считались естественными, отвечали вкусам местного народа и определяли стиль определенной местности. Следовательно, художественное с самого начала сливалось с национальным, традиционным, народным, становилось выразителем этнического.

Одним из факторов определения национальной, этнической культуры есть традиции народного художественного творчества. Чем высший уровень развития и технизации общества, тем быстрее и безповоротнише исчезает из быта и потребления народное творчество. Сегодня в Европе, как и в развитой Америке, традиции народного художественного творчества практически исчезли. Этому способствовало развитие производства, полиграфических услуг, а особенно — средств массовой информации, в частности телевидение. Например, сейчас в Украине национальная народная традиция активно вытесняется западными образцами маскультуры самого низкого сорта. Технологический процесс из украино— и русскоязычного переходит на англоязычный, что негативно отражается на лексике как технической, так и творческой интеллигенции. Резко уменьшились тиражи украиноязычной литературы, на что обратили внимание и забили тревогу писатели, потому что для них это проблема творческой жизни или смерти, буквально физического существования и возможности реализоваться. Ведь сомнительно, что кто-то будет читать литературные произведения, кроме специалистов, языком, которым не пользуется общество в государстве.

История удостоверяет: ни один язык не жил, не живое и не будет жить вечно. Сегодня в мире много мертвых языков, в частности древнегреческая, древнеиндийская, древнееврейская, латинская, староруська и староукраинская. Ведь народы, которые пользовались в давние времена этими языками, в настоящее время живут и развиваются в новых исторических реалиях и соответствующем языковом эквиваленте.

К первой четверти XX ст. определяющей был тезис о том, что язык является ведущим звеном, которое объединяет народ. Однако сегодня научные исследования доказали, что язык является очень важным, но не решающей составляющей того, что нацию делает нацией, а народ — народом. В первую очередь это стереотип поведения, образа жизни, что традиционно сложился с учетом особенностей ландшафта, среды, которые формируют и производят в процессе приспособления те неповторимые обычаи и психологический эквивалент, что выделяют определенный народ среди других.

На развитие культурных процессов нации влияют также инокультурни приобретения. Определяя полноту культурного наследия народа, стоит обращать внимание на то, почему были вытеснены аборигенные приобретения. Как пример рассмотрим территорию Украины. В X — XI ст. теремну шатровую архитектуру вытеснила византийская, была уничтожена скульптура; христианство запрещало народное музикування, скоморошество, танцы, хороводы, песни; у живописи поощрялось лишь византиеподибний направление. С принятием христианства в Киевской Руси была ликвидирована протодемократична система и зато введена жестко унифицирована авторитарная. Правда, некоторые ученые, даже такого высокого уровня, как академик Д. Лихачев, не хотели или не смогли увидеть погибели, которую нанесло христианство славянской культуре.

Ведущим в теории этноса стал вопрос об этнической целостности на интеллектуальном, духовном и политическом уровнях. В определении места, роли и значения этнического в современном мире, выработке общечеловеческих ценностей, консолидации человечества как целостного феномена повысилась роль личностей и небольших групп. Каждый этнос — явление уникально и социальная бесценное. Это социумы, которые объединяются вокруг идей позитивного ряда. На таких стержневых идеях базируются ведущие линии развития этнокультурного процесса народов, наций. Часто эти идеи выводятся на высшие ща-бели и сакрализуються (от лат. sakrum — священное), то есть предметы, вещи, явления наделяются "священным" содержанием и подчиняются политическим и общественным институтам, догматизируют в социальном и научном уме, вводятся как обязательный атрибут в культуру и искусство, религию. Символом в сакральном может выступать обычное для определенного времени явление или церемония, в результате которой жизненная коллизия приобретает "значимость". Например, казнь Иисуса Христа вместе с двумя ворами на кресте для начала новой эры была обычным явлением для Римской империи, а со временем переросла в один из ведущих символов христианства. Рядом с теологическим определением сакрального и светские ученые посвятили его изучению много внимания. Да, Е. Дюркгейм выводил идею священного как диалектически-естественную основу человеческого бытия, общественную коллективистскую сущность, которая противостоит индивидуалистическому, эгоистичному существованию.