Народные традиции, обряды и фольклор восточных славян


Вступление

Восточнославянское язычество, безусловно, возникло и развивалось на своей собственной, самобутний основе, вместе с тем оно не было замкнутой метафизической системой и в значительной степени почувствовало на себе идеологическое влияние соседних этнических групп. Таким образом, анализ представлений восточных славян о потустороннем мире должен помочь выяснить развитие и главные направления внешнего культурного влияния на архаичную культуру Киевской Руси.

Об исключительной роли в сознании восточных славян посмертных представлений свидетельствует тот факт, что по данным письменных источников отдельные аспекты данных верований четко прослеживаются в обычаях и обрядах XVI - XVII ст.

религиозная реформа князя Владимира Святославича в 980 г., во время которой киевский князь ввел единственный для всего восточнославянского общества культ главных языческих богов и этим самым предоставил языческой религии функции государственной.

Таким образом, славянское язычество на протяжении ИХ-Х ст. достигло наивысшего этапа своего развития и получило статус государственной религии, что способствовало консолидации древнерусского общества и повышению авторитета великокняжеской власти.

После принятия христианства автохтонные верования еще в течение нескольких веков продолжали храниться, особенно в удаленных от больших центров регионах. Вместе с тем наблюдается медленный, но безвозвратный процесс вытеснения языческих верований и обрядов христианскими канонами, который привел впоследствии к окончательной трансформации языческой системы представлений о потустороннем мире.

1. Особенности распространения и строя восточных славян

Славяне возникли из автохтонного индоевропейского населения Восточной Европы. Большинство ученых сдерживаются мысли, что прародина славян охватывала северные склоны Карпат, долину Вислы и бассейн Припяти. Отсюда в начале VII ст. они стали расселяться во всех направлениях: на северном востоке углубились в земле угро-финнив в Оку и верхнее течение Волги; на западе их поселения достигали г. Ельбиу Северной Германии.

Но наибольший поток колонизации пошел на юг, на Балканы, куда славян, как будто мощный магнит, притягивали плодородные земли, богатые города и более теплый климат. Если сравнивать этот процесс с миграцией кочевников, то расселение славян являло собой медленное движение из праславянских земель, в процессе которого хранились связи с прародиной. Вследствие этого он охватил большие территории. Интересной чертой этой экспансии был ее мирный характер. За исключением отдельных столкновений на границах с Византией славяне продвигались на новые земли главным образом как колонисты, а не захватчики. Однако, расселяясь, они в то же время и распылялись. Исследования выдающегося русского ученого Алексея Шахматова доказывают, что на начало VI ст. из общего языка славян сформировались три подгруппы: западнославянская, из которой впоследствии развились такие языки, как польская, чешская и словацкая; южнославянская, из которой появились болгарская, македонская и сербохорватская; восточно-славянская, что из нее развились украинский, русский и белорусский языки.

В VII ст. восточные славяне сосредоточивались на правом берегу Днепра. Пытаясь установить как можно самую давнюю родословную славянского населения Украины, советские ученые отстаивают мысль, что восточные славяне (их прямые предки ли — анти) были коренным населением региона. Западные же специалисты, указывая на отсутствие доказательств этой теории, сходятся в мнении, что восточные славяне переселились сюда в свое время. В течение VII и VIII ст. восточные славяне продолжали расселяться. Впоследствии они насчитывали около 14 больших племенных союзов, которые заселяли земли Украины, Беларуси и России. Важнейшими среди них были поляны, что жили в Центральной Украине на берегах Днепра. К другим восточнославянским племенам Украины принадлежали древляне — на северном западе, сиверци — на северном востоке, уличи и тиверци — на юге. В западной части страны жилы Волынь и дулиби.

Восточнославянских поселений существовало много, хоть за размерами они были небольшими. Села строились за одну-дви мили друг от друга и насчитывали от 4 до 70 деревянного жилья. Каждая новая группа поселений вырастала на расстоянии 30-40 миль. В центре возводились грады, то есть укрепленные крепости, которые служили для защиты, проведения племенной лестницы и культовых обрядов. Восточнославянские земли изобиловали сотнями таких пообношенных частоколом населенных пунктов. Поэтому скандинавы называли эти земли «Гардарики», что значит «страна укреплений». О политической организации восточных славян известно немного. Очевидно, они не имели верховных правителей или какой-то централизованной власти. Племена и роды, во главе которых стояли патриархи, объединяло поклонение общим богам, а важные вопросы жизни решались путем общего согласия. Хоть позже и появился класс племенной знати, или князей, социально-экономическое расслоение племени было незначительным, а земля и скот считались общей собственностью многочисленных семей. Восточные славяне были известны как непреклонные и закаленные воины, способные выдерживать морозе жару, потреблять минимум еде. Чувствуя себя неуверенно на открытых равнинах, они считали лучшим воевать в лесах и буераках, где часто устраивали засады. Упрямство и выносливость были их наибольшими преимуществами как в войне, так и во время мира.





Вернуться назад