Особенности принятия христианства. Письменность и литературная традиция

Главная - Культура - Особенности принятия христианства. Письменность и литературная традиция

Особенности принятия христианства

В Х ст. христианство стало господствующей религией в Европе. На Руси о христианстве также было известно задолго до религиозных реформ Владимира Большого : христианами были Аскольд и Дир. Достоверным является факт крещения княгини Ольги у 958 г. Но решающим для процесса христианизирования нашей страны было введение этой религии как государственной в 988-990 гг.

Сначала князь Владимир сделал попытку модернизации язычества, попытку приспособить его к потребностям централизованного государства. Языческие боги во главе с Перуном должны были вызывать у людей не только уважение, но и страх, символизировать волю правителя, обязательность его приказов, неотвратимость наказания. Для этого на Старокиевской горе был создан пантеон, где, судя по миниатюрам Радзивиливського летописи, боги имели действительно торжественный и грозный вид. Больше того, по преданию, Владимир возродил забытый и, очевидно, не очень популярный обычай человеческих жертвоприношений, чтобы предоставить новому культу трагически пышного характера: "И приносил им жертвы, называя их богами, - говорится в "Повести временних лет", - и опоганивалась кровью земля Русская и горб тот". То же делалось и в Новгороде.

Однако проведенная реформа язычества не достигла своей цели. Крепнущий класс феодалов во главе с князьями требовал новой религии. Полнее всего интересам верховной власти отвечало христианство по византийскому образцу. В Византии - в отличие от западноевропейских стран - церковь и ее служители были подвластны императору и всячески способствовали укреплению центральной власти. Определенную роль сыграло и то, что позволялось богослужение национальными, понятными народу языками.

Решив принять христианство, Владимир стал действовать стремительно и круто. Его не устраивала обычная практика принятия христианства, что существовала на то время, за которой новообращенный монарх становился "сыном" императора, то есть вассалом. Воспользовавшись из просьбы императора Василия II помочь придушить восстание в одной из византийских провинций, князь поставил ему несколько условий: признать Русь христианским государством, заключить союз и отдать ему в жены сестру Анну. Император принял условия, но выполнять их не спешил, хоть Владимир свои обязательства выполнил. Тогда киевский князь захватил владение Византии в Крыму, взял город Херсонес (Корсунь) и оттуда продиктовал императору бывшие требования. Гордый константинопольский монарх согласился стать шурином русского "варвара", обладателя гарема из почти тысячи жен и наложниц. Киевский князь вернул Херсонес Василию II как вено (выкуп, который должен заплатить молодой родителям невесты) за его сестру. Ясно, что при таких обстоятельствах ни о каком васалитет не могло быть и языки.

Владимир крестился сам (согласно "Повести временних лет" еще в Корсуне, в Крыму), крестил своих бояр и под страхом наказания заставил креститься всех киевлян и все население страны. Рядом со славянами в Киевской Руси проживало свыше 20 разных народов: на юге - печенеги, половцы, торки, берендеи, каракалпаки; на северном западе - литья, ятвяги; на северном востоке - чудь, меря, весь, мурома, мордва, черемисы, перм, ям, печора и др. угро-финские народы. Христианство через Киев пришло впоследствии и к ним. Знать и состоятельные слои населения принимали новую религию сравнительно легко и даже охотно, как таковую, что пользовалась заместительством центральной власти. Наиболее благосклонными к старой языческой вере были низы общества. Новая религия внедрялась насильственным путем и в Киеве, и в других городах. "Путята крестил мечом, а Добрыня огнем", - так говорили в то время о воеводах князя Владимира, которые крестили Новгород. Чтобы заменить местные верования и обряды единственным христианским культом, церковным проповедникам и иерархам пришлось длительное время приспосабливать свои службы к языческим богам, праздникам и обрядам. Да, Перун стал отождествляться с Ильей-пророком, Ярило - со святым Юрием (Георгием), давние зимние праздники были приурочены до Рождества Христова и Крещение, дохристианский праздник Пасхи (название сохранилось) - к Воскресенью Иисуса Христа и т. д. Против языческого праздника Ивана Купала церковь боролась много столетий, но так и не смогла его преодолеть. Так и не удалось покачнуть веру народа в "низшие духи". Процесс христианизирования на Руси растянулся на века.

Главными носителями идей христианства становятся церкви и монастыри. Все духовенство соответственно было делящимся на "белое" и "черное". При церквях проживали многочисленные служители: кроме священника, были т. зв. "церковные люди" - игумен, диакон ("белое духовенство"), а также просфирници, паломники, врачи, удушливые люди (невольники, подаренные церкви); сюда же принимали инвалидов. Поскольку православное христианство не предусматривало обета безбрачия для "белого" духовенства, все церковные люди могли иметь семьи, члены которых также жили при церквях. Они не подлежали светскому суду, их судил епископ. Духовные звания часто переходили из поколения в поколение. Большая роль в распространении христианства принадлежала монастырям, главным из которых был Киево-печерским (в 1051 г. ). Монашество, или "черное" духовенство, наиболее полно и наглядно воплощало идеи отречения от мирской суеты, искупления грехов, служения Богу. Монахи, в отличие от церковных людей, жили прежде всего за счет собственного труда, а не за счет подаянь от парафиян, давали обет безбрачию. Жизнь первых киевских монахов - Антония, Феодосия Печерского и проч. - была исключительно тяжелой, наполненной изнурительным физическим трудом, самоограничениями, молитвами. Позже появляются настоящие подвижники монашества - монахи-затворники, которые осуществляли аскетические подвиги, : Дамиан, Иван-затворник, князь Святоша и проч. Систематические посты становятся нормой не только для монахов, но и для всех верующих. Есть жирную еду, например, в Большой пост стало считаться греховным. В XIII ст. в Киевской Руси было около 50 монастырей, из них 17 - в самом Киеве. Высшие должности в церковной иерархии занимает только "черное" духовенство.