Образование и научные знания


Распространение образованности происходило в тесной связи с укреплением государства, внедрением христианства. Во время княжества Владимира Большого были созданы первые государственные школы, в которых учились деть знати. Набор в школы, как свидетельствует летопись, осуществлялся принудительно, поскольку дело было новым, неизвестным и добровольцев было мало. А государство остро требовало грамотных администраторов, дипломатов, способных поддерживать связи с Византией и другими странами. Князь Ярослав Владимирович, считая образованность важным условием успешной деятельности на любом поприще, вводит обязательную учебу для молодежи из княжеских и боярских родов. Новые школы открывались в Киеве, Новгороде, Володимири-Волинському и других городах.

Источники позволяют сделать вывод, что в Древней Руси школы были двух видов. В одних, при монастырях, готовили церковнослужителей. У них выкладывали чтение, письмо, пение, богословие. Школы высшего типа, для "детей лучших людей", давали, кроме того, знание из философии, риторики, грамматики. Самым распространенным, очевидно, была индивидуальная учеба. Летописец пишет: "Как пчелу видим, что по всем садам и зиллях летает, из каждого из них, собирая полезное, так и юноши, которые учатся философии и хотят войти на высоту мудрости, везде собирают что лучше". Внука Ярослава Мудрого Анна Всеволодовна в 1086 г. учредила в Киеве при Андреевском монастыре женскую школу.

Многие представители привилегированных слоев были знакомые не только с элементарной грамотой. Князья, бояре, дружинники, не говоря уже о книжниках владели иностранными и древними языками. Образованностью, любовью к книгам славился князь Ярослав Мудрый. Галицкий Ярослав Осмомисл получил свое прозвище само за то, что знал их целых восемь. По меньшей мере пять языков знал Владимир Мономах. Оба они были знакомые с греческой и латинской книжностью, сами написали блестящую публицистику - "Наставление".

Талантливый писатель и философ Климент Смолятич писал, что в ХИИ ст. в Украине-Руси было 300-400 ученых, которые хорошо владели греческим языком. (примечание издателя)

В исследованиях, посвященных культуре Руси, как в отечественных, так и особенно зарубежных, долго существовала мысль о культурной отсталости нашей родины, о будто общей неграмотности ее населения. Эта ошибка развеялась после 1951 г., когда археологи открыли первые берестяные грамоты. Сегодня на восточнославянских землях их находят в Чернигове, Новгороде, Пскове, Смоленске, Полоцке, Витебске, Киеве и других городах. "Окном в мир, который исчез", назвали ученые эти послания из прошлого. Среди авторов берестяных посланий к нам, их потомков, - простые горожане, торговцы и ремесленники, женщины и даже деть. Новые доказательства достаточно значительного распространения письменности было получено в ходе реставрационных работ в Софийском соборе в Киеве, на стенах которого расчистили разнообразные надписи (графити), сделанные в XI ст.

Распространение письменности сопровождалось созданием библиотек. Первые библиотеки создавались при церквях и монастырях. Наибольшая (ее учредил Ярослав Мудрый) находилась в Софийском соборе, и сначала там насчитывалось около 1000 экземпляров книг. Здесь же было организовано переписывание книг. Благодаря этой работе книжный фонд Киевской Руси составлял по меньшей мере 130-140 тыс. томов. Переписана от руки, сделанная из пергамента, много оформленная книга стоила очень дорого - приблизительно столько же, сколько небольшое имение или городской дом.

При Киевском государстве начался принципиально важный процесс выделения науки в самостоятельную отрасль духовной культуры. Очень важными были связи с Византией - главной берегинею античного наследства, почти потерянного в Западной Европе. Получили популярность отдельные фрагменты из произведений Платона, Аристотеля и Иоанна Дамаскина (византийский религиозный писатель). Знания о природе давали учебники, переведенные с греческого языка, : "Физиолог" - популярная зоология, основанная на реалистичных и фантастических описаниях животных, и "Шестиднев" - толкование 6 дней сотворения мира, сведений из Библии в образных, сказочных формах. Чаще ученые были одновременно религиозными деятелями. Да, знаменитый писатель и философ Илларион был митрополитом, известный писатель, врач Агапит - монахом Печерского монастыря и т. п. философ, оратор Климентий Смолятич - митрополитом, писатель и проповедник Кирилл Туровський - епископом.

В накоплении математических знаний ведущую роль играли практические потребности. Это обусловило изучение четырех арифметических действий, дробей, вычисления процента, площади круга. Причем в измерениях использовались средства, данные человеку от природы: ладонь, пядь (расстояние между вытянутыми большим и средним пальцами), локоть, сажень (расстояние между вытянутыми руками). Первыми медиками на Руси были всевозможные знахари, видуни, волхвы, волшебники, против которых выступало духовенство. Но в ХI - XII ст. место знахаря занимает личець, или врач. Врачи были, как правило, из монахов. Приступая к лечению больному, они обращались с молитвой к святому Пантелеймону - заместителю медицины и врачей (в 2000 г., когда мощи святого Пантелеймона были ненадолго привезены в Киев, к ним началось многотысячное паломничество). В ХI в. в Печерском монастыре лечили Дем'ян (Дамиан) -Пресвитер и Агапит - "Безмездний личець" Руси, как его называет "Киево-печерский патерик". Сейчас на память об Агапита в Киево-печерской лавре установлена мемориальная доска. Широкое признание врачебной практикой во времена Киевского государства получили также монахи Антоний, Пимен, врачи Иоанн Смера, Петр Сирианин, Феврония.





Вернуться назад