Музыка, театр. Рождение кино


Музыка. "Новая эра в музыке" начинается на рубеже эпох классицизма и романтизма. Связана она с титаническим творчеством Людвига ван Бетховена. Она охватила чуть ли не все формы и жанры музыки, общепризнанной же вершиной стали девять симфоний, каждая из которых — это целый художественный мир. Современник Французской революции, пылко захваченный ее первыми шагами, решительный противник бонапартизма, музыкант философского состава, который бесконечно расширил выразительные средства музыки, композитор трагического мироощущения, Бетховен был оценен и поднят на щит романтиками, хоть сам он расходился с их эстетическими убеждениями. В Бетховене воплотились лучшие черты всей музыкальной культуры, которая предшествовала ему, и вместе с тем его творчество — поворотный пункт в музыке.

Что же касается романтичного направления, то он оказался на редкость богатым выдающейся одаренностью. Франц Шуберт и Роберт Шуман, Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер, Ференц Лист и Фредерик Шопен, много других композиторов - гордость национальных культур и всей мировой музыкальной культуры. С романтизмом в музыку пришли эмоциональная выразительность, фантастическая выдумка, сказочно-поэтическая образность, нередко заимствованная из фольклора. Самое яркое явление в музыке романтизма - господство лирико-психологичного начала. Суть каждого музыкального романтичного произведения - "лирическая исповедь". Именно поэтому важнейшее значение приобрели разные малые формы, которые наполнились серьезным и глубоким содержанием, - фортепианная пьеса, инструментальная миниатюра, романс (Шуман, Шопен, Лист). Новые тенденции повлияли и на симфонизм (Берлиоз, Лист).

Музыка стала активнее, чем раньше, взаимодействовать с литературой. Это обусловило появление программных музыкальных произведений, в название или основа которых была положена литературное произведение. "Обновление музыки через зв" язок с поэзией", - так сформулировал эту ситуацию Лист. Например, творец программных симфоний французский композитор Гектор Берлиоз давал своим произведениям такие названия: "Фантастическая симфония", "Траурно-триумфальная симфония", "Гарольд в Италии" (за поэмой Байрона), "Ромео и Джульетта" (за трагедией Шекспира). Огромное количество музыкальных произведений связано с "Фаустом" Гете : "Сцены из "Фауста" Шумана, "Первая Вальпургиевая ночь" Мендельсона, "Осуждение Фауста" Берлиоза, опера "Фауст" Гуно.

Расширяется музыкальное образование, открываются консерватории, появляются музыкальные газеты и журналы, целые музыкальные издательства. Большую роль в пропаганде серьезной музыки сыграла просветительская деятельность самих композиторов XIX ст. Они нередко выступали со словом о музыке, объясняя ее содержание, стремясь привлечь к ней как можно больше число слушателей. Статьи и книги Р. Шумана, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера помогают и сегодня разобраться в сложном мире музыкальных идей.

Много нового возникло и в музыкальных театрах Европы. На это время опера давно успела войти в массовое сознание европейцев. Но новаторство в этом жанре встречало значительные трудности: огромные средства, необходимые для постановки любой оперы, рутина, что глубоко врослася в среду исполнителей, риск неудачи выполнения в неподготовленной аудитории. В качестве настоящего реформатора оперного искусства выступил немецкий композитор Рихард Вагнер - творец оперы-драмы, в которой осуществил синтез философско-поэтического и музыкального начал (героическая опера-сага "Кольцо Нибелунгив"). Музыкальный театр Вагнера и его преемников Верди, Мусоргского и Чайковского, Гуно и Бизе ознаменовал собой вершину развития оперы XIX ст. Оперы "Трубадур", "Айда", "Травиата", "Риголетто", "Дон Карлос", "Отелло" Дж. Верди, "Фауст", "Ромео и Джульетта" Ш. Гуно, "Кармен" Ж. Бизе, "Чио-Чио-Сан", "Богема" и "Тоска" Д. Пуччини, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" П. И. Чайковского, "Князь Игорь" О. П. Бородино, "Борис Годунов" М. П. Мусоргского и другие оперы XIX ст. почти полностью формируют репертуар современных оперных театров.

Музыка XIX ст. неотделима от балета, причем балета классического. Романтизм привнес у него единство музыки, драматического действия и танца. В это время произвелся новый танцевальный стиль, основанный на легком и чрезвычайно пластичном полете движений и технике танца на пальцах (Мария Тальони - первая балерина, которая стала на пуанты). Реформу балета осуществил русский композитор П. И. Чайковский. У него музыка из вспомогательного элемента превратилась в главный стержень спектакля, обогатив его сюжет и задавая содержание хореографии. "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", поставлены замечательным хореографом Мариусом Петипа, стали жемчужиной мировой культуры. Чайковский же стал первым русским композитором, который снискал европейское и мировое признание.

Настоящим триумфом русского оперно-балетного искусства на мировой сцене стали знаменитые Русские сезоны в Париже, которые с 1909 г. ежегодно устраивал выдающийся русский театральный деятель С. П. Дягилев. Буржуазное XIX ст. дало начало и музыкально-сценическим жанрам, главной чертой которых стала розважальнисть. Оперетта - веселый спектакль, где музыкальные номера чередуются с остроумными диалогами, перемежевываются репликами героев. Вывели этот жанр на уровень настоящего искусства оперетты Жака Оффенбаха и Иоганна Штрауса-сына, последний прославился еще и как "король вальса". Воплощениям нового вкуса прошлого столетия стала и эстрада - разного рода рев'ю и шоу, музыка многочисленных ресторанов и кабаре, символом которой стал канкан.





Вернуться назад