Противоречие культурного процесса 60-80-х рр

Главная - Культура - Противоречие культурного процесса 60-80-х рр

60-80-ые годы внешне выглядят наиболее стабильным временем советской истории, но и они пронизаны глубокими внутренними противоречиями. С приходом к власти М. Хрущева политическая обстановка в стране постепенно изменяется, наступает "оттепель". Свое название это время получило за повестью И. Еренбурга, которая очень точно передала содержание эпохи. Это - десталинизация общественной жизни, определенная демократизация, реабилитация осужденных, возвращения многих имен, определенная свобода творчества, что породило огромное количество надежд. Однако реформы до конца доказаны не были, коренных изменений политического строя не случилось, очень быстро начался откат превращений, который привел к "застою". Однако для культуры хронологически короткий период "оттепели" имел огромное значение и далекоидущие последствия. Атмосфера конца 50-х годов привела до формирования целого поколения так называемых "шестьдесятников" - ученых, писателей, художников, которые отмечались непримиримостью к идеологическому диктату, уважением к личности, расположением к национальным культурным ценностям, идеалам свободы. По-разному складывались их отношения с властью, но в целом творчество этого поколения определило пути всего дальнейшего развития украинской культуры.

В конце 50-х годов на государственном уровне было осознанное и признанное отставание Советского Союза от ведущих западных стран, которые вступили до той поры в этап научно-технической революции. В государственной политике стали уделять особенного внимания развития науки, создавались огромное количество новых отраслевых научно-исследовательских, проектно-конструкторских институтов, увеличились количество периодических изданий, в больших экономических центрах - Харькове, Львове, Донецку открылись отделения Академии наук УССР. Развивалась система образования. В 1959 г. обязательным стало 8-летнее образование, в 1977 г. - средняя.

Всемирноизвестным стал Институт электросварки им. Есть. Б. Патона, который превратился в научно-производственное объединение, куда входили научно-исследовательский институт, конструкторское бюро, два опытных завода. Здесь было запатентовано свыше 400 изобретений, разработанные методы сварки и резания электронным лучом, лазерной обработки. При создании англо-французского самолета "Конкорд" была использована патонивська технология выплавки постоянные особенно высокого качества. Киевским Институтом сверхтвердых материалов были разработаны карбонит, киборит. Их промышленное изготовление было настроено на Львовском заводе искусственных алмазов. Кроме того, в Киеве создана первая в истории человечества "Энциклопедия кибернетики" (выдана в 1973 г. украинским языком), в Харьковском отделении АН Украины сразу же за американскими учеными Чикагського центра (пионерами в этой отрасли) расщеплен атом. С началом космической эры лучшие машиностроительные предприятия Украины становятся частью ракетно-космического комплекса. Огромный вклад в развитие фундаментальных и прикладных наук внесли математик М. Боголюбов, математик и кибернетик В. Глушков, конструкторы космических аппаратов С. Королев (генеральный конструктор), М. Янгель и В. Глушко, генетик И. Шмальгаузен, офтальмолог В. Филатов, кардиолог М. Амосов, нейрохирург М. Бурденко и другой.

Однако сохранение чисто административного централизованного управления, системы оценки только по количества выработанной продукции - так называемому "валу" приводили к полной экономической незаинтересованности предприятий в технических новинках. Поэтому очень часто выходило, что изобретения, сделанные в нашей стране, за рубежом находили более широкое приложение. Один из характерных примеров - технология непрерывной розливки стали в металлургии. Первая такая установка была запущена на Донецком металлургическом заводе. К середине 80-х годов часть такой технологии в Украине складывала близко 10%, в то время как Япония, Франция, Германия перешли на нее почти полностью. В образовании количественный рост не сопровождался таким же качеством. Сокращалась область применения украинского языка. Лучшие научные силы, огромные средства, передовые технологии концентрировались в военно-промышленном комплексе. Ограниченным был доступ к зарубежной информации. Научно-техническое отставание Украины, как и в целом СССР, с середины 70-х годов превратилось в стадиальное, поскольку в развитию наибольших капиталистических стран, прежде всего США, началась новая эра, для определения которой употребляют разные термины - постиндустриальная, информационная, компьютерная. Поступательно, но противоречиво развивались все сферы художественного творчества. Наиболее полно характерные черты эпохи отобразила литература. С одной стороны, в художественной прозе стали утверждаться аналитическая, проблемность, отход от описательности, обращение к сфере тонких чувств, соотношения морального и духовного. В первую очередь это касается творчества О. Гончара, П. Загребельного, Ю. Збанацького, В. Козаченка. 60-70-ые годы, по оценке авторов "Истории украинской литературы ХХ века", были периодом "плодотворным, хотя и противоречивым, периодом углубления ее гуманистических основ, усиления аналитического и синтезирующего начал, утверждения новых форм, стилей, средств". Во весь голос заявили о себе И. Драч, Л. Костенко, В. Симоненко, М. Винграновський. Сложилась школа украинского литературного перевода, которая имеет высокий международный авторитет.

В то же время творчество продолжало жестко регламентироваться, испытывать цензуру, новаторство часто доставало негативную оценку в официальной критике. Украинские читатели, как и раньше, были отлучены от творчества писателей, которые эмигрировали из Украины и продолжали писать за рубежом. Особенное место среди писателей-эмигрантов занимает И. Багряный. До войны он испытывал репрессии, в Германии в 1948 г. организовал Украинскую революционно-демократическую партию, которая боролась за национальное освобождение Украины. Романы И. Багряного "Тигролови", "Сад Гетсиманський", "Человек бежит над пропастью", его повести, поэмы, публицистика только в наши дни стали приобретением читателя, были оценены критикой как серьезный взнос в украинскую культуру.