Достижение и проблемы культуры независимой Украины

Главная - Культура - Достижение и проблемы культуры независимой Украины

После начала проведения политики перестройки, гласности и демократизации в Украине происходит широкое национально-демократическое поднесение. С середины 80-х годов в условиях поднесения национального самосознания, становления демократии многие украинские литераторы активно включились в общественно-политическую жизнь. У 1989 г. было основанное Общество украинского языка имени Т. Шевченко, целью которого стало утверждение украинского языка во всех сферах общественной жизни, ее всестороннего развития, охрана чистоты и самобытности языка. Происходит настоящий газетно-журнальный бум. Народ заново открывает свою историю, проходят широкие дискуссии о гетмане И. Мазепу, о деятельности Центрального Совета, советско-германский договор в 1939 г., впервые публикуются материалы о голоде 1932-1933 гг. Печатаются раньше запрещенные книги, выходят на экраны фильмы. Устанавливаются первые контакты с диаспорой. Творческая интеллигенция активно участвовала в создании Народного Руха Украины.

После получения Украиной независимости в 1991 г. начался новый этап развития украинского общества. Украина стала суверенным демократическим государством, начались радикальные реформы. Главной особенностью современного периода можно считать его переходный характер. Мы можем говорить о том, что в обществе сложилась новая социокультурная ситуация, которая характеризуется другими социально-экономическими условиями, формами собственности, характером отношений между людьми, социальной структурой, системой ценностей. Принципиально новый статус в наши дни получила национальная культура. В то же время серьезно влияет на все сферы общественной жизни экономический кризис, который переживает наша Украина в конце ХХ ст.

Одним из важнейших для развития культуры есть вопрос о национальном языке. В 1989 г. Верховной Радой был принятый "Закон о языках в Украинской ССР". Статус украинского языка как государственного закрепила Конституция Украины. С принятием нового законодательства начался процесс перехода на украинский язык государственных органов, средств массовой информации, учреждений культуры, образования. Жизнь уже выявила много трудностей, которые стоят на этом пути. За переписью в 1989 г. украинцы представляли 72% население республики, среди них родной украинский язык назвали 67%, русский язык преобладает на востоке Украины, в Крыму. Но очень показательным является отношение россиян в Украине к украинскому образованию своих детей - по данным американского социолога И. Бремера (1994), 54% россиян во Львове и 65% в Киеве согласны с тем, чтобы их дети учились в украинских школах и почти все россияне во Львове и Киеве (соответственно 96 и 91 %) признают, что их дети должны свободно владеть украинским языком. В Симферополи так думают 54 % россиян. Это по существу говорит о поддержке процесса эволюционной украинизации неэтническими украинцами.

Финансовые проблемы препятствуют увеличению тиражей украинских книг, коммерческая литература в основном привозится из России. То есть очевидно, что для успешного решения проблемы не достаточно административных мероприятий, а нужна культурно-просветительская работа, государственная экономическая поддержка. Сокращаются тиражи книг. Оптимальным показателем считается, когда на душу населения печатается 12-14 книг на год. Если в 1991 г. в Украине этот показатель представлял 3,6, то в конце 90-х - 0,99. Население в значительной степени лишено возможности читать периодику (сейчас в Украине только близко 8% семей выписывают газеты или журналы).

В 1999 г. в больше чем 60% средних учебных заведений преподавания осуществлялось государственным языком, за исключением нескольких регионов. В системе среднего образования исчезло однообразие. Появляются авторские школы. Особенное развитие получили новые виды средних учебных заведений с ранним профилированием - гимназии, лицеи. Действует программа государственной поддержки одаренных детей. В 2000 г. начат переход на 12-летнее среднее образование. Однако социальное расслоение населения все чаще добавляет системе образования по существу сословный характер. Государственные школы испытывают финансовые трудности, учителям нерегулярно выплачивается зарплата. Практически исчезла система профессионального обучения, поскольку промышленность несостоятельная финансировать ПТУ. Массово закрылись детские садики.

Реформируется система высшего образования. Для повышения ее уровня введенная система аккредитации. Наибольшие учебные заведения получают статус Национальных. Например, Национальный Киевский университет им. Тараса Шевченко, Национальный университет "Киево-могилянская академия". Кроме государственных, появляется большое количество коммерческих вузов. Вследствие этого количество разного рода институтов, академий, университетов выросло почти вдвое.

За годы независимости расширились культурные контакты с разными странами. Это случилось благодаря работе разных международных фондов, возможности поездок, общим проектам. Были выданы произведения писателей, которые работали в эмиграции, появилась переводная литература ведущих заграничных историкив-украйнознавцив (в 1993 г. украиноведение выкладывалось в 28 университетах и колледжах США и в 12 университетах Канады). Невзирая на финансовые и др. трудности развивается украинская наука. Украина участвует в наибольших международных программах века, например, космических программах "Морской старт", "Глобалстар". А также в космических программах "Спектр", "Марс-96", "Шатл-97", "Океан", "Природа". Впервые заработала национальная украинская станция в Антарктиде. В то же время на научном потенциале очень серьезно отразились экономические проблемы. Реструктуризация управления экономикой, переход одних предприятий в частную собственность, убыточность других негативно отразились на отраслевых научных и проектных институтах. Государственное финансирование науки сократилось в четыре раза. В Украину широко завозится электронная техника, собственная ее разработка и производство не налаживаются. Ухудшение условий жизни и работы стало главной причиной того, что в 1992-1996 гг. за границу выехали тысячи научных сотрудников.