Национальные прически Украины


Отрывочность сведений и ограниченный иконографический материал, который дошел до нас от периода Киевской Руси, не позволяет дать детальный анализ причесок, которые бытовали на территории первого государства древних восточных славян. Нет сомнения, что на формирование народных причесок имели влияние родовые традиции, языческие верования, христианская религия, тесные связки Киевской Руси с Византией и Западной Европой.

Киевская Русь — древнее славянское государство IX — началу XII ст. Образовалась в результате объединения земель полян, деревлян, дреговичей, радимичей и других племен под властью киевского князя. Междоусобные дрязги, нападения кочевников привели к послаблению древнерусского государства и ее дальнейшего распада.

О характере причесок высшей знати и княжеской челяди, а также скоморохов дают представления фрески XI ст. на стенах Софий Киевской и миниатюры в тогдашних книгах (рис. 7. 1). Самым ценным среди них является «Изборник Святослава» в 1073 г. (копия из оригинала X ст. ), в котором видим миниатюру — изображение семьи киевского князя Святослава. Князь и его семья выписаны с определенным торжеством; Святослав с усами и небольшой бородкой, в круглой, обрамленной мехом шапке.

Византийский историк Лев Диякон так описал внешность киевского князя Святослава Игоровича : «среднего роста — ни слишком высокий, ни слишком малый, с густыми бровями, с голубыми глазами, приплюснутым носом, бритой бородой и с густыми длинными на верхней губе волосами. Голова у него была совсем гола, лишь на одной стороне висело пасмо волос, которые означали знатность рода. . . ».

Такая прическа в дальнейшем не была типичной. В течение ХИ-ХУТ ст. сформировался новый мужской образ с небольшой бородой от виска к виску, полукруглыми, опущенными книзу усами и длинными или средней длины волосами, часто подстриженным ровным полукругом «под горшок».

Под воздействием христианской религии уже в домонгольський период сформировались женские и девичьи прически, не похожие одна на другую. Замужем женщины должны были прятать волосы под головным убором (рис. 7. 2). Простоволосими они могли появляться лишь перед своими мужчинами.

Девушки в Украине, как правило, ходили с косами или расплетенными волосами (рис. 7. 3). Волосы отращивали длинным — это было признаком девичьей красоты. Маленьким девочкам косы не заплетали, их начинали заплетать приблизительно с шести лет. Интересный обычай существовал па Гуцульщини. Когда девушке впервые заплетали косу, для этой церемонии приглашали женщину, которая принадлежала к близкой родне. Она заплетала волосы на голове девочки крестиком. Для этого брали пасма волос спереди, из затылка, из висков. Все четыре пасма завязывали на маковке. Такой же обычай бытовал и на Уманщини, только здесь подобные косы плели уже молодым девушкам.

Девушки-подростки носили такие же прически, как и взрослые. Они заплетали волосы в одну или две косы, вплетая к ним ленточку. Лентой косу не украшали, это позволялось делать лишь девушкам на издании.

Региональные особенности ярко проявлялись в праздничных прическах. Практичность причесок уступала местом эстетической функции. Праздничные прически девушки пытались делать сложными, хорошими, нарядными, но при этом сурово придерживались традиций своего региона.

Особенно это заметно в оформлении свадебных обрядов. Наилучшим украшением девушки был венок. Плели венки из маков, васильков, ромашек, бархатцев и других цветов. В народе верили — девушка, которая надела венок, надела оберег, что мог защитить ее от беды. Чтобы укрепить силу венка, девушки добавляли к цветам любисток, полынь, чебрец, чеснок — зелье, которое именно по себе мало защитную силу.

Характерным дополнением к девичьим и свадебным венкам было птичье перо. На Бойкивщини встречались венки с пером павы. На Харьковщине пера павы втыкали вокруг лица под платок. На Волыни девушки красили мелкое куриное перо в зеленый цвет и украшали им прическу. На Галичине украшали волосы кудряшками из хвоста селезня, предварительно покрасив его в зеленый цвет с воском.

На украинской свадьбе венок исполнял ту же роль, что и фата у других народов. В свадебный венок обязательно вплетали барвинок как символ длинной любви. Торжественным моментом свадьбы на Киевщине было расплетание девичьей косы. Расплетал косу новобрачный к тому мгновению, пока не забирал ленту, дальше косу расплетали дружки. Свадебный обряд на Киевщине имел название «трепать косы». Дружка укладывала волосы молодой на лаву, а староста с ножом и палкой наклонялся к ней через стол и трижды накалывал ножом. Это значило, что не молодая уже девушка.

На Гуцульщини косы невесты рубили топором. Свадебным украшением были чильця (рясна), которые являли собой узкие металлические пластины, которые напоминали лепестки цветов. Подобное украшение пришло в Украину еще из Византии. Такие же украшения были найдены на Полтавщине и Харьковщине.





Вернуться назад