ЦЕННОСТНЫЙ^-ЦЕННОСТНЫЕ-НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОСОБИСТОСТИ


В жизни человека моральные ценности сыграют очень важную роль. Это объясняется тем, что полноценный моральный выбор, твердость моральных позиций личности, способность «выйти» за границы непосредственной необходимости предусматривают наличие общей основы для самоутверждения человека как творческой личности. Такой основой выступают ценности, которые выражают моральную ориентированность и ценностный смысл поведения человека.

Надо заметить, что понятие «ценность» функционирует в философской, психологической науках и в его основа положена наличие в определенных предметах, явлениях, окружающей природе признаков и свойств, которые отображают их значимость для человека или общества, т.е. качество или свойство предметов, явлений и т.д. , которые представляют актуальную потребность личности.

Ценности приобретают социальное смысл, реализуются и взыскивают влияние на сознание и поведение личности лишь в том случае, если они глубоко осознаются и воспринимаются личностью как ценностные ориентации в мире человеческих нужд и, прежде всего, моральных. Представляет интерес высказывания С. Л. Рубинштейна по этому поводу: «То, что как предмет, который становится потому целью деятельности, побуждает человека к действию, должны быть значительно для нее: самое осуществляемое в действии отношения к тому, что значительно для субъекта (и что через это становится для него переживанием), является источником, который порождает действие,- его мотивом и тем, что предоставляет ему смысла для субъекта. При этом личностная значимость той или другой возможной цели для человека, как существа общественной, обусловленная и опосредствованная ее общественной значимостью».

Именно в этом случае ценности выступают своеобразным «локатором», направленным в определенном ракурсе для нахождения ценностного смысла в моральном выборе. Таким образом, ценностную ориентацию можно вообразить как «способность морального сознания постоянно в разнообразнейший ситуациях направлять помыслы и действия человека на достижение той или другой моральной ценности».

В любом обществе потребность и возможность формулировать ценности е совсем не простоя делом. Каждая конкретная моральная ценность в виде нормы или понятие имеет продолжительную и сложную историю своего возникновения и развития. Поэтому за каждым выражением ценности - нормой, оценкой, идеалом - следует искать объективное ценностное содержание морального требования, которое и выступает подпочвам ценностной ориентации. Будучи элементом морального сознания, ценностные ориентации сквозь призму субъективного, личностного восприятия отображают не только коренные интересы и основные ценности человеческого бытия, а и формулируют более или менее четкие понятия современного человека о смысле жизни, о человечности, о сочувственности и т.п. И поскольку в обществе люди не в равной степени воспринимают распространенные и упроченные ценности, то нередко они формируют свои собственные ценности, которые могут существовать или как «идеальная» категория, порождая разногласие между сознанием и практическим поведением, или имеют упрощенный характер, который не выходит за пределы будничных представлений и, будучи, как правило, в таких случаях недосить стойкими, вступают в неразрешимые разногласия с общественными нормами и ценностями.

В сущности, ценностная ориентация - это и есть выбор личностью такого типа поведения (поступка), в основе которого лежат определенные, с той или другой глубиной осознанные ( вообще ли неосознанные) ценности.

Если для одних людей практикующиеся в обществе ценности самоочевидные и они склонны в своем поведении ориентироваться именно на них целиком осознанно, то для других эти ценности могут быть непонятными, недосягаемыми или, что совсем не редко, воображаться формальными, декларативными. В этом случае настоящие ценностный^-ценностные-нравственно-ценностные ориентации личности могут быть ею недостаточно осознанными и установить их возможно лишь за поведением человека на протяжении ряда лет. Именно линия поведения, моральное самочувствие личности дают достаточное основание утверждать, что нравственно-ценностная ориентация сознания устойчивее выражает моральный смысл ценностных координат в выборе поступков и действий личности, чем отдельные побуждения или оценки.

Ценностная ориентация может быть направлена как на настоящие, высокие ценности, так и на ошибочные, ници, даже на «антиценности». Степень нравственности личности, ее духовности большой мерой зависит от укорененности в ее психике стойких ориентаций на гуманные ценности и идеалы.

Сегодня наше общество кровно заинтересовано в том, чтобы каждая личность нашла себя и свое место в совсем новых условиях, в системе принципиально новых ценностных координат, которые возникли в результате значительных социально-экономических и политических изменений. Прошлый опыт ценностной ориентации в общественной и индивидуальной жизни при этих условиях чимдали обесценивается. Большинство людей чимдали тяжелее воспринимает новые реальности, которые не подвергаются поцинуванню за ценностной шкалой, сформированной при других условиях. В предыдущий ценностной шкале много ценностей принималось под влиянием идеологии как априорные. Возникшие социально-политические движения, новые разногласия привели к тому, что эта шкала ценностей уже не способна служить ориентиром морального поведения, а новая только начинает составляться, и это не может не обозначаться на поведении как отдельного индивида, так и разных общественных групп и образований. Ведь нравственность продолжительное время подменялась идеологией, которая при благоприятных условиях однозначно навязывала предубежденное отношение к жизни, человека, ее думок.





Вернуться назад