МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ - СИМЯ И БРАК


Система моральных ценностей человека, будучи ориентиром в моральном развитии личности и общества, во многом определяет и уровень упроченной моральной культуры. Последняя же проявляется в общении, которое может быть рассмотрено как деятельность людей, которая удовлетворяет потребность общественных существ одной в одной при решении тех или других жизненных проблем. В концентрированном виде моральная культура обнаруживает потребность человека в доброжелательности, взаимоуважению, приязненные как важных сторонах решения материальных, бытовых, семейных и других проблем. Общению присущий две формы проявления, которое не исключает, однако, их переплетение на практике. Речь идет об «личной» и «безличной» (или функциональную) формы. Безличная характерная для типичных ситуаций, которые возникают при решении жизненных проблем, и потому более связанная со стереотипами поведения. Моральный опыт общения выработал для безличной формы и особый регулятор - этикет, который, выступая как совокупность общепринятых в обществе, благоустроенных норм поведения, регулирует безличное отношения между людьми и отображает словно внешнюю культуру общения.

Этикет, особенно демократический, в основе своей имеет общие принципы взаимоотношений людей - гуманизм и творчество. Этикетные предписания оказывают содействие культивированию положительных моральных качеств личности, преодолению недостатков, стимулируют моральное самосовершенствование индивида. Полноценным общение становится, приобретая формы межличностного, или «личного» общения, которое, в сущности, является практической формой существования самой нравственности. При этом форма этикетной регуляции уже несостоятельна выразить всю гамму моральных понуждений: от альтруистичных, что имеют за цель создавать добро, сделать счастливым другого, к потребительским, узко прагматических, что сводят отношения между людьми к отношению вещей.

Равно как и этикет, межличностное общение в своих высочайших проявлениях грунтуется на принципах гуманизма и творчества. В конечном итоге такое общение имеет за цель утверждения человеческого в человеке. Динамика межличностного общения требует творческого осмысления отношений, в которые вступает личность, оказывает содействие изготовлению взаимного доверия, поваги. В найрозвинениших своих формах (общительность, дружба, любовь) общение формирует у человека чувства любви, благородства, раскрывает в ней способность к самопожертвованию.

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ

Общительность как форма моральной культуры отображает потребность человека в общении, общей деятельности. Она предусматривает общность целей, похожесть жизненных взглядов, которая вызывает соответствующую эмоциональную забарвленисть отношений - избирательность, симпатию, стремление к взаимопомощи, взаимопониманию. Для товарищеских отношений характерный интерес к общей деятельности. Слово «товарищ» и этимологическое, и исторически происходит от слова «имущество», «товар» и означает «уровня во всем; однопечаль; помощник; сотрудник; соучастник». Наверное, это слово возникло в купеческой среде и означало владельцев общего имущества. С течением времени слово исполнилось новым, глибшим

СОДЕРЖАНИЮ.

Народный эпос, летописи свидетельствуют о присущий нашим предкам чувство общительности. Виникши из практической необходимости общего выполнения общего дела, это чувство постепенно превратилось на одну из благородных потребностей человека, неминуемую моральную ценность общества. Для объединения своих усилий в достижении общей цели (ратному делу, творчества, культурно-просветительской деятельности) люди издавна поддерживали товарищеские отношения.

Специфика разных сфер социальной жизни отображалась в богатстве смысловых оттенков понятия «общительность» («общество художников», «общество майстрових», «товарищи по оружию» и т.д. ). Суть этого понятия представляют практикующиеся взаимопомощь в общем деле и стремление совершенствовать личные качества друг друга в интересах достижения общей цели. Формированию товарищеских отношений оказывают содействие и похожие условия жизни, что является признаком для различения товарищеских и приятельских отношений. Обычно приятельские отношения составляются на основе каких-то, большей частью несущественных (временных, узких, незначительных) интересов и личных симпатий.

На уровне приятельских отношений отнюдь не является обязательным совпадение представлений о цели жизни, могут быть отсутствующими и глубокий общий интерес, и серьезная заинтересованисть судьбой друг друга. Эти отношения взаимно доброжелательные, поддерживаются личными встречами, телефонными переговорами, перепискам, связанные с выполнением некоторых взаимных услуг, обменом мнениями. У рамки приятельских отношений не входит общее достижение существенно значащих целей. Не достигается здесь и та степень душевной близости, за которой общение людей ведет к усовершенствованию личных качеств друг друга. Тим-то приятельские отношения не опертые на крепкие основания и довольно легко прекращаются. Товарищеские же отношения устанавливаются между людьми, которые на протяжении продолжительного времени принимают участие в процессе общей деятельности, их соединяют общие интересы и, главное, чувство ответственности за общее дело. Характер деятельности людей безусловно влияет на прочность их товарищеских отношений. Деятельность, связанная с трудностями, даже с риском для жизни (военная служба, альпинизм) особенно крепко цементируют общительность между ее участниками. Высоко поциновував военную дружбу М. В. Гоголь. «Нет уз,- писал он,- святиших за дружбу!» И это поняло, так как в экстремальных условиях успех мероприятия (а в бое - и жизнь товарищей) большой мерой зависит от уровня развития товарищеских отношений в коллективе. Это большое желание достичь поставленной цели, самоотверженность, высокое чувство обязанности и ответственности, готовность прийти на помощь. История нашей страны не раз давала примеры того, как люди, жертвуя собой, спасали своих товаришив.





Вернуться назад