ВЫСОЧАЙШИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА - СМЫСЛ ЖИЗНИ


СМЫСЛ ЖИЗНИ

Анализ предпосылок возникновения, функционирование и развития человеческого общества начинается обращением к человеческой деятельности. Самая история, как известно, есть «не что другое, как деятельность человека, который преследует свои цели. . . ». Ставя перед собой определенную цель, человек начинает добиваться удовлетворение соответствующей потребности. Поэтому деятельность человека (ее направленность, характер, общественная ценность и значимость) в конечном итоге определяется сложной системой нужд, которые переплетаются, взаемовпливають одна на одну.

Рядом с элементарными нуждами, удовлетворение которых обеспечивает самое физическое существование человека (пища, одежда, жилье и т.п. ), важное место в ее жизни занимают духовные нужды, присущие человеку как родовому существу, нужды, которые сформировались в процессе социогенезу. Сюда следует отнести прежде всего потребности человека в любви и общении, которые, в свою очередь, связанные с потребностями сочувственности, понимание, защиты чести, поваги.

В указанных духовных нуждах выделяются высшие социальные нужды, которые формируются на основе взаимосвязи человека и природы. Будучи связанными с эмоциями и чувствами индивида, нужды испытывают влияние сферы неосознанных побуждений, нередко приобретая при этом в разной мере выраженной религиозной и даже мифологической окраски. Отображая разные этапы становления и развития личности, высшие социальные нужды снимают разногласия, присущий отношению личность - общество, разногласия социальной среды. На формирование этих нужд взыскивает также влияние осознания человеком своего биологического существования, интерес к проблеме социального бессмертия.

Неотвратимые коллизии общественной жизни постоянно ставят перед человеком так называемые «вечные», или «обреченные» вопросы: что она есть, для чего она живое, как ей жить, следует ли жить вообще, что есть счастье человеческое, какие пути его достижения? Ответа на эти и подобные вопросы вызвали острые споры в течение всей истории общества и свидетельствовали о стремлении каждого поколения людей проникнуть в смысл своего существования. Как справедливо делает замечание один из теоретиков психологии В. Франкл, е «специфично человеческим проявлением не только задавать вопрос о смысле жизни, а и ставить под вопрос существования этого смысла».

На ранних степенях человеческой культуры обращения к проблеме смысла жизни нашло отображение в литературной памятке «О смысле жизни» (давньо-вавилонському диалоге господина и раба). Одной из причин, которые побуждали к поиску смысла жизни, была невдоволенисть людей существующей действительностью. Противоречивость социальной среды питала философсько-поетичну сознание аргументами как «за», так и «против» осмысленности земного бытия, приводила нередко к возражению его смысла. Раб считает, что намерение хозяина жить благодеянием лишенный смыслу: «Сойди на склоны разрушенных городов! Пройдись руинами давности и взгляни на черепа людей, которые жили раньше и позднее: кто из них был властителем зла и кто из них был властителем добра?».

Особенно остро потребность в решении проблемы смысла жизни общество ощущает в переходную эпоху. Изменения, которые происходят в нем на уровне экономического базиса (переход к новому способу производства), и перемены в надстройке связаны с изломом стереотипов жизненных ценностей, отказом от упроченных, освященных традицией форм поведения. Подвижные, такие, что постоянно развиваются, нужды превращают как сферу моральной мотивации, так и систему поступков, которая вызывает невдоволенисть теми ответами, которые давались на «вечные» вопросы предыдущими поколениями.

Вместе с тем даже отжившие ценностные ориентации, как правило, продолжают иметь своих сторонников, создают определенное напряжение в социально-духовной атмосфере общества.

В нашей стране это напряжение обостряется еще не изжитым до конца разрывом идеологизированных схем морального воспитания с практикой. Долго обществоведы выходили из представление о человеке как существо рациональную, которая опирается в своих действиях на научно-материалистическое мировоззрение, гармонично согласованный с обществом. Практика же чимдали меньше подвергалась дешифровке и объяснению особенно с ростом пьянства, токсикомании и наркомании, проституции и организованной преступности, спадом производительности работы и застоем в экономике, обнищанием культуры и активизацией религиозных поисков. Наибольнее эти стороны социальной среды задевают молодежь, о чем свидетельствуют падение в ее глазах престижа рабочих и инженерных профессий, переориентации подрастающего поколения на сферу обслуживания. Конечно, не только сложности социального бытия вызывают у человека интерес к проблемам смысла жизни. Этот интерес неизбежно формируется в процессе «очеловечение» человека, приобщение ее к культуре общества, обучение, усвоение ею накопленного предшественниками опыта, в конце концов общения. Как известно, процесс социогенезу начинается усвоением готовых образцов поведения. Удовлетворение еще незрелых высших социальных нужд происходит в форме наследования. При этом практически отсутствующая критическая оценка их. И лишь в годы духовного созревания, в подростковом возрасте, проблема смысла жизни впервые может овладеть человеком.





Вернуться назад