Культура Австралии

Главная - Культура - Культура Австралии

Австралийци - представители наиболее ранней с доступных нашему непосредственному наблюдению стадий развития человечества: стадии почти нетронутого общинно-родового устройства. Поэтому их культура представляет исключительный интерес для современного человека. И здесь мы встречаемся с интересным явлением. Какие бы разные природно-географические зоны земного шара не заселяли первоначальные охотники, рыбака и собирателе, принципы их социально-экономических структур совпадают, имеют универсальный характер. Компоненты культур обществ на стадии экономики присвоения группируются в два крупных блока.

Первый блок характеризуется бесконечной вариантностью элементов, неповторимостью их соединения, которое обуславливает сложность и во многом уникальность социальной организации австралийских аборигенов. Прежде всего следует подчеркнуть, что в традиционной жизни аборигенов большое значение принадлежит племенам, которые имеют внутреннюю структуру: локальные преемственные группы, кланы, половины, фратрии и др.

В социальной организации австралийских аборигенов есть две основных структуры: система родства и система секций (частей племени) . Родственные отношения регулируют всю социальную жизнь аборигенов. Они сохраняют в своей памяти обширни родословные, а путем опроса старейшин можно установить родословне дерево пяты или шести поколений, где точно будет показано родство каждого отдельного человека с другими. Как правило, племя начисляет несколько сот людей, и поскольку многочисленные браки осуществляются в этих границах, то с помощью родословных можно проследить родство, прямое или косвенное, близкое или далекое, между членами племени. Эти отношения регулируют также взаимные отношения между членами племени: человек исполняет обязанности относительно своего брата или отца совсем другие, чем, например, мужчины сестры отца.

Для “обозначения родства” австралийцив есть классификационная система, к которой принадлежат секции. Низменность на секции - удобный способ классификации людей, их распределение на категории не только для регулирования брачных отношений или социальной идентификации, но также и для регулирования обычного повседневного поведения.

Там, где есть секции, каждый член племени с момента рождения и даже еще к рождению входит в одного из четырех подразделов, которые имеют названия. Это сыграет важную роль во время составления брака и в родственных отношениях. В частности, в секцию родственников соответственно поколениям и кросскузенних отношений. Это означает, что мужчина может вступить к браку со своей двоюродной сестрой или с другой женщиной, которая принадлежит к той же категории родства. Но не со всеми двоюродными сестрами он может вступить к браку: он не может вступить в брак с дочерью брата своего отца или дочерью сестры своей матери, поскольку эти женщины принадлежат к группе “сестра” и вступить в брак с ними означает смешать кровь, которая запрещено. Мужчина может взять брак с дочерью брата матери или дочерью сестры отца. Таким образом классификационная система родства обуславливала всю социальную жизнь австралийцив, а вместе с этим и брачные законы, которое предоставляет уникальности их социальной организации.

Второй блок культуры, наоборот, характеризуется однотипичностью, в которых бы природно-географических условиях не проживали первоначальные общества. . В основе его находится производственный коллектив - община, которая тонко реагирует на все изменения естественной среды, относительно стабильная и вместе с тем динамическая. Этот блок можно назвать системой или структурой социальной адаптации. Бесконечные, неповторимые элементы социальной ориентации и культуры наложены на единую структуру социальной адаптации, подобно орнаментам, нашитым на основу ткани. Согласно этой системе и основано традиционное общество аборигенов Австралии.

Важное значение в жизни аборигенов имеют распределение, обмен продуктами охоты, рыболовства и собирание внутри общины и между близкими родственниками. Из поколение у поколение распределение здесь осуществляется согласно упроченным традицией обычаев и суровых норм. В Центральной Австралии их сравнительно недавно наблюдал Р. Гоулд. Охотничья добыча распределяется между разными категориями родственников. При этом родственнике, которые принадлежат к другой общине и связанные с охотником отношениями свояцтва (такие, как тест, зять ), имеют преимущества и получают лучшую часть добычи, который лишний раз подчеркивает значение семьи, связей за браком в традиционном австралийском обществе. И здесь процесс распределения - категория экономическая - наполненный глубоким социокультурным содержанием и призван укреплять связи между общинами. У аборигенов Виктории был обычай “юурка баваар”,что можно перевести как “обмен”. Согласно этому обычаю пища распределялась внутри общины за суровыми, незыблемыми правилами. Слово “ обмен” удачно отображает суть явления. Это был закрепленный обычаем первоначальный обмен продуктами охотничьей деятельности - добычей, обмен, распределенный за временем, объективной целью которого было укрепление связей между людьми внутри коллектива и за его пределами. А те, кто не был способен к охоте через преклонный возраст, кто был вождем, шаманом или знахарем, получал лучшую часть добычи, в чем оказывалось стремление общества сохранить такой необходимый, для його носителей жизненный, производственный, религиозно-магический досвид.

В обществе австралийских аборигенов, как почти во всяком другом человеческом обществе, телесная жизнь с его универсальной последовательностью стадий роста и упадка (рождение, юность, зрелость, старость и смерть) не считается единой реальностью. Физические или материальные явления жизни безусловные, но одновременно с ними люди признают и другие явления, которые существуют вне времени и пространства. И именно эти нематериальные явления воображаются сутью жизни, без них все живое было бы мертвым. Аборигены считают половые отношения необходимыми для зачатия, но не признают их главными в этом процессе, т.е. причиной рождения ребенка, а видят в них лишь подготовку ко вселению духа в ребенка. Признавая физические связи между ребенком и родителями, аборигены главную роль отводят духу ребенка, который оживляет плоть. Часто этот дух возникает не единым и не раздельным, а способным одновременно воплощаться в несколько существ или же предметов, которые ассоциируются с тотемичними мифами и обрядами.