Культура и религия Старинного Египта

Главная - Культура - Культура и религия Старинного Египта

И. Вступление

Культура Старинного Египта, который берет свой виток с III тыс. к н.э. (официальная версия), есть одной из найстариших и уникальных культур Востока.

У старинных египтян, вероятно, впервые в истории культуры мы находим высокое развитие чувства красоты. Египтяне стремились предоставить красоты всем предметам. Тем не менее они не изготовляли замечательные вещи исключительно ради их красоты. Все предметы служили какой-то практической потребности.

Старинный Египет стал, достоверно, родиной мировой религии и естетики. Обоготворенный солнечный шар постоянно считался старинными египтянами высшим благом и высшей силой. Солнце и жизненная сила, свет и красота из прадавних времен отождествлялись в египетской культуре, были животворными печатями земной жизни.

Основными основаниями египетской культуры есть вера в вечную жизнь, личная бессмертие. Старинные египтяне очень ценили счастье, а также наслаждения и утехи, считая их высочайшей земной целью. Жизнь и ее ценности настолько поважалися, что переходили в "загробный мир", в котором люди, за собственным воображением, должны были вести такое же жизнь, как и на земле.

Тем не менее египетская культура развивалась очень медленно, представляя типичный образец застойной давньосхидной культуры.

Хронологическими рамками древности египетской культуры есть приблизительно III тыс. к н.э. - IV ст. н.э.

Она делится на пять периодов:

1) Старинного царства (III тыс. к н.э. - XXIII ст. к н.э. );

2) Среднего царства (XXI - XVIII ст. к н.э. );

3) Нового царства (XVI -XI ст. к н.э. );

4) Позднего царства (И тыс. к н.э. - IV ст. к н.э. );

5) Эллинский и Римский периоды (IV ст. к н.э. - V ст. н.э. ).

Ценную историческую информацию содержат царские летописи, особенно "Палермський камень", "Аннали Тутмоса III", "Стела Пианхии" ("Поэма О Кадешську битву") и т.п.. Однако к этой информации нужно относиться, очень критически, так как фараоны имели плохую привычку приписывать себе военные заслуги своих предшественников, "набирали взаймы" один в одного военные сюжеты и изображали себя победителями даже в тех случаях, когда для этого не было никаких оснований. Следует отметить, что в царских летописях находим сообщение о других народах Передней Азии. Так, в "Анналах Тутмоса III" есть названия свыше 600 северных и южных соседей Египта.

Существенным образом дополняют ту информацию, которая есть в царских летописях, "автобиографии" египетских вельмож, тем не менее и эти источники не особенно отягощены исторической правдой. При знакомстве с ними упоминаются иронические предостережения Бернарда Шоу: "Когда вы читаете биографию, не забывайте, что правда всегда непригодная для опубликования".

Источника из истории Старинного Египта делятся на четыре группы: древнеегипетские письменные памятники, сообщение античных авторов и Библии о Египте, жанровых сцены, изображенные на стенах храмов и гробниц, памятки материальной культуры.

Дорого, очень дорого обошелся старинным египтянам культ мертвых. Беспримерное в истории каменное строительство пирамид, в которых, (по словам Леси Украинки: „кожна кирпич, статуя, колона , Мережечка, резьба и рисование Незримыми устами проговаривает "Меня создал египетский народ И тем навек свое имя прославил", является составной частью архитектурных ансамблей из открытых дворов, поминальных храмов, гробниц фараонових родственников и т.п. Как декор в этих каменных сооружениях использованы полуколоны и колоны, капители которых имитируют бутон лотоса или раскрытый цветок папируса или пальмы, изображение священных кобр и т.п.), скальных гробниц и храмов осуществлялось именно для потребностей культа, о котором египтянин заботился мало не больше, чем о своей земной жизни. В этом, по мнению египтологов, в значительной мере "провинился" географический фактор, ведь "самая природа страны освободила египетский народ от многих затруднений, которые постигли другие народы, она же. . . повлияла и на его религиозные взгляды, которые заключались в том, что пребывание человек земли быстротечный и преходящее, а настоящая, вечная жизнь наступает лишь после физической смерти".