Отбор способов делового общения

Главная - Культура - Отбор способов делового общения

Сообщение как способ общения

Способ в широком понимании - это система действий, которые используются в деятельности или взаимодействия для достижения цели. Среди способов общения можно виокремити те, что служат обмену информацией, и те, что используются с целью влияния одного субъекта (он может быть и групповым) на другого.

Способом общения, который предназначен для передачи информации, можно считать сообщения [12, с. 141]. С его помощью передаются определенные сведения от одного человека к другой как во время непосредственного общения (язык, жесты, мимика), так и через разные средства массовой коммуникации.

Одна из функций сообщения заключается в координации действий отдельного индивида или группы с действиями других людей. Факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения людей, которые берут в нем участие, ее можно достичь, если те, кто общается, отмечаются культурой передачи сообщений. Именно тот, кто отправляет информацию, решает, какую идею или какие данные сделать предметом обмена. Чтобы этот процесс был продуктивным, на обдумывание нужно израсходовать определенное время. Полезно прислушаться к такой заповеди: "Не начинайте говорить, пока не начнете думать". И вдобавок целесообразно осмыслить не только самую идею, а и то, как ее воспримут люди, которые с ней ознакомятся.

Во время обмена информацией могут возникнуть определенные трудности, если неудачно избраны каналы, средства и способы связи. Так, иногда лучше воспринимается устное сообщение, а временами - письменное. В ответственных ситуациях желательно использовать одновременно несколько средств связи.

Тот, кто принимает сообщение, имеет его декодувати, перевести информацию в свои мысли. Если у него система значений полно совпадает с системой значений таких самых слов того, кто отправил сообщение, можно считать, что обмен информацией через сообщение состоялся.

Способы влияния на людей во время общения

К способам общения, как отмечалось, относят также способы влияния одного человека на другую (или других), когда мы стремимся "спровоцировать" ее поведение в нужном нам направлении, найти в системе ее деятельности "слабые места", определить факторы, которые руководят ею, и стараемся изменить их [7, с. 273]. Итак, любое влияние осуществляется с целью формирования, закрепление или изменения установок, взглядов, взаимоотношений, чувств, действий и т.п.. Психологические механизмы разных за природой видов влияния не одинаковые. Каждый из них специфический и применяется за определенных умов.

К группе психологических способов влияния на людей принадлежат внушение, наследование, психическое заражение и т.ин. Это механизмы, которые действуют прежде всего на несознательное. Существует еще такой важный способ влияния, как убеждение. В отличие от предыдущих его используют тогда, когда хотят повлиять на сознание человека. Если действие трех первых механизмов связанная преимущественно с некритическим отношением людей к информации, поведения, эмоций тех, кто действует на них, то убеждение предусматривает логическое мышление, критический анализ этих сигналив.

Убеждение - это способ влияния, когда человек обращается к сознанию, чувствам и опыту другого человека с тем, чтобы сформировать у нее новые установки. Убеждение влияет не только на ум, а и на чувство, если обращение к другим сопровождается эмоциями. Итак, убеждение - это такое влияние одного человека на другую или на группу людей, который действует на рациональное и эмоциональное в их единстве, формирует новые взгляды, отношения, которые отвечают требованиям общества.

Убеждение не даст надлежащего результата, если его пидминено морализированием. Поэтому лучше не употреблять слов типа "тебе нужно", "обязанный", "как не стыдно" и др. Такая форма воспринимается как формальная и к ней относятся иронически, а то и с презирством.

Убеждать словом - это большое искусство, которое нуждается в знаниях психологии людей, законов этики и логики. Именно об этом писал известный ученый Б лезвий Паскаль: "Каждый знает, что понятия попадаются в душу двумя путями: через ум и волю. Путь ума наиболее естественный, поскольку нельзя соглашаться ни с чем, кроме доказанных истин. Тем не менее наиболее обычным есть путь воли. . . Это путь низкий. . . , через это все против него" [13, с. 40-42].

Искусство убеждать заключается как в том, чтобы быть приятным, так и в том, чтобы логически обосновываться свою позицию и переводить мышление у речь. Приведем пример убеждения, которое грунтуеться на законах логики и направлено к уму человека, который хотят убедить. В Эрмитаже есть картина Рембрандта "Поклонение волхвов". Продолжительное время ее считали копией. Потом специалисты смогли довести, что это оригинал, аргументируя свою мысль так: если на нижних прослойках картины есть поиски композиции, то такая картина, как известно, является оригиналом; на картине Рембрандта в Эрмитаже с помощью рентгеновской установки нашли поиски композиции; отсюда приходили к выводу: эта картина - оригинал [бы, с. 134]. Такие аргументы влияют на ум человека и потому становятся эффективными. Тем не менее если человек не хочет, чтобы ее убедили, здесь не помогут ни логика, ни аргументация. Нельзя также достичь желательного результата, если тот, кто убеждает, ведет себя пренебрежительно или снисходительно, стремится самоутвердиться, дойти к финалу "победа - поражение". А потому, лишь бы убедить другого, сначала следует достичь того, чтобы человек захотел выслушать внимательно и осмысленно предложенные ей доказательства. Для этого надо виокремити то общее, что объединяет людей, и установить психологический контакт. Потом целесообразно вместе проанализировать все аргументы обеих собеседников и приходить к общему выводу, согласия. Тогда убеждающее влияние на человека не будет навязанным, а будет отвечать ее мыслям, взглядам, почуттям.