Украинское общество 14-16 ст. Состояние образования. Развитие книгопечатания

Главная - Культура - Украинское общество 14-16 ст. Состояние образования. Развитие книгопечатания

1. Украинское общество ХИV-ХVИ ст.

В ХИV-ХVИ ст. развитие культуры в Украине определяется довольно сложными историческими условиями. После периода Киевской Движении в Украине начались новые пор. В середине XIV ст. распространилось наступление Литовского государства на Поднепровье. Он облегчался княжескими междоусобицами и упадком Золотой Орды, которая распалась на несколько улусов. В 1355-1356 гг. литовский князь Ольгерд завоевал чернигивсько-сиверськи земли, позднее захватил Киевщину и Подолье. Литовское княжество стало большим феодальным государством, большинство которой представляло русское население.

Сравнительно с литовцами Русь имела розвинениши производственные отношения, сельское хозяйство, ремесленничество, политическую систему. Широкие международные связи, высокий уровень развития культуры (письменность и летописание, библиотеки и школы, монументальная культовая архитектура, живопись и декоративно-прикладное искусство) оказывали содействие принятию Литовским государством более совершенной системы управления, принципов и норм культурного развития Украины.

Литовцы придерживались правила: "Мы старину не тронемся, а новости не вводим". Местные русские феодалы сохранили свои владения, а русские земли - автономию. Русичи занимали в государстве ривнорядне положение с литовцами; основой литовского судопроизводства стала "Русская правда". Русская (украинская) язык достал статус государственной, ею вели официальную документацию, правление, составляли грамоты и законы, обучения в школах, отправляли службу в церквях, ею говорили не только народные массы, а и высшая старшина и в королевском дворце.

В Литовском княжестве популярной становится православная вера, священникам предоставляются привилегии, а отдельные члены литовской княжеской семьи принимают православие (литовце в основном были язычниками) и пориднюються с украинскими князьями. Культурные достояния Киевской Движении дали толчок становлению образовательных и культурных процессов в Литовском княжестве.

Тем не менее 1387 г. Галицию, а в 1434 г. Западное Подолье поработило Польское королевство. С XII ст. венгерские феодалы старались установить свою власть над Закарпатьем, и это им удалось. В конце XIII - в начале XIV ст. земли Буковины попали под власть Молдавии. С 50-х лет XIV ст. началось наступление Литовского государства на Поднепровье; в начале XVI ст. большинство украинских земель вошло в состав Большого княжества Литовского. На северном побережье Черного моря воцарились татары. Растрепанные украинские земли оказались под социальным и национально-культурным гнетом разных поработителей. Планомерно велось духовное порабощение украинского народа, унижение и викоринення украинского языка, обычаев, традиций.

Особенно тяжелыми были экспансия католицизма и попытки полонизации украинцев после объединения Польши и Литвы в 1569 г. в единое государство - Вещь Посполиту. Государственной религией в пределах Вещи Посполитой признавалась лишь католическая, православный люд было исключено из общественной и общественной жизни. Довольно сложным стало положение украинской культуры после Берестейськой церковной унии 1596 г. , которая провозгласила единство православной и католической церквей под верховенством Папы Римского. Украинцы поделились на православных и униатив.

Если отдельные украинские феодалы, зажиточные шляхтичи и мещане пристали к унии под давлением угроз, репрессий или учитывая свои становые интересы, постепенно отказались от своих исторических корней и культуры, которая казалась им "мужицкой", то мелкие мещане и крестьяне остались приверженцами православия.

2. Состояние образования

Возмущенные своим невыносимым положением, они не хотели мириться с принудительной полонизацией и окатоличиванием, понимая, что это угрожает самому существованию народа и его культуры. В просвещенных кругах украинцев вызревало убеждение в необходимости развивать письменность, организовывать украинские школы и типографии, создавать учебники и т.п..

Важное значение для развития образования имели братства. История создания братств достигает давних времен. Еще в Ипатьевской летописи за 1134-1159 гг. есть упоминание об "братчини", но к XV ст. они не приобрели большое распространение. Деятельность братств активизировалась в XV ст. Это предопределялось оживлением религиозной жизни, реформаторскими движениями в Европе, особенно гуситскими, экономическим обогащением жителей городов, которым Магдебургское право дало возможность создавать цеховые организации. Последние сначала были сугубо светскими, а вскоре приобрели ярко выраженную религиозную окраску, их главная цель заключалась в обороне своей родительской веры. Старейшие из братств - Львивсько-Успенське (1439 г. ) и Виленсько-Кушнирське (1458 г. ).