Культура Старинного Китая


Старинный Китай обогатил мировую науку и культуру значительными достижениями: он является родиной таких изобретений, как компас (III ст. к н.э. ), спидометр (III ст. к н.э. ), сейсмограф (II ст. к н.э. ), порох (X ст. н.э. ), книгопечатанье (VI-VIII ст. ), фарфор (III - V ст). В области математики был открыт метод решения уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, обчислено отношение длины круга к его диаметру - число л. В области астрономии китайцы знали, как высчитывать дату затемнения солнца, составили один из первых каталогов звезд, велели наблюдение за пятнами на Солнце и др.

Китайская старинная культура своими истоками достигает середины II тыс. к н.э. ее своеобразность, необычность состоит в уровне будничного сознания, которое уже давно получило название "китайские церемонии" - этико-ритуальные принципы с соответствующими им нормами поведения. Этика и ритуал были лишены мифологического и, определенной мерой, сакрального (сокровенного) и священного содержания. Словом, мифология и религия уступали этико-ритуальным нормам. Этот процесс нашел свое наиполнейшее отображение и завершение в учении Конфуция (551-479 гг. к н.э. ), которое в II ст. к н.э. было канонизировано и положено в основу официальной идеологии феодального Китая.

Китайская культура ведет свое начало в глубокой давности. Зарождение китайской принадлежит к временам царств Почетов (середина ИИ ст. к н.э. - ХИИ ст. к н.э. ) и Чжоу (ХИИ-ИИИ ст. к н.э. ). Тогда были накопленные первичные научные знания. Китайцы знали месячный календарь, разделяли год на четыре сезона, фиксировали солнечные и месячные затемнения, выделяли созвездие. В ИУ ст. к н.э. ученый Ши Шень упорядочил первый в мире звездный каталог. Начиная с 240 г. к н.э. китайские ученые точно фиксировали каждое появление кометы Галлея. Чжан Хен (139-78 гг. к н.э. ) создал небесный глобус, который воссоздавало движение светил. Он также изобрел первый сейсмограф.

К выдающимся успехам материальной культуры Китая принадлежит лаковое производство и разведения шелкопряду. Китайский шелк ценился во всем старинном миру.

В 15 ст. к н.э. была довольно развитая иероглифическая письменность. В 1 ст. китайцы изобрели папир.

В тесной связи с развитием письменности развивалась литература. Одной из древнейших литературных памяток есть “Книга песен”, в которой содержится свыше 300 песен и стихов. Величайшим представителем исторической и художественной прозы, классиком китайской литературы считается Сима Цянь (бл. 145-86 гг. к н.э. ). он стал основателем китайской историографии.

Непересекающееся значение в культурной жизни Китая малая религиозно-философская система Конфуция.

Основной принцип конфуциантства - традиция. Конфуций неоднократно подчеркивал, что он противник всяких новаций. Особого значения предоставлял воспитанию в духе покорности старшим и начальникам. Конфуцианська философия считала необходимым и целиком возможным изменение характера человека. Каждый человек должна быть удовлетворенная своим социальным положением и не стремиться лучшего.

Вообще учение Конфуция отстаивало утверждение патриархальных традиций и незыблемость социальных пидвалин.

Конфуциантству противоречил другой философской направление - даосизм. В этой философской системе прослеживаются элементы материализма и диалектики. На мысль даосистив, все, что существует, возникло из материальных частиц и развивается согласно определенному закону. В даосизме отразились мысли и интересы разных слоев общества. Этим объясняется его популярность. Позднее в даосизм проникли мистические мотивы.

Буддизм к Китаю пришел из Индии в В ст. к н.э. Этика буддизма имела много общего с даосизмом.

Древнейшие памятки искусства Китая датируются Ш тыс. к н.э. - временами неолита. Это разного рода керамические изделия, сделанные вручную или на гончарном круге. Посуда часто расписана, орнаментированный узорами.

В период Почетов появились первые укрепленные поселения. Найчисленнишими произведениями искусства этого периода есть изделия из бронзы, особенно бронзовой посуды, бытового и культового назначения, найденные в погребениях. Была высоко развитая техника резьбы по камню и кости. Особенно полюбляли китайцы нефрит.

Культуру Почетов восприняла и развила культура Чжоу - письменность, архитектурные приемы, религиозные представления. В искусстве расширился круг сюжетов и тем: рядом с абстрактной символикой появляются изображение людей и реальных животные. Этот период характеризуется появлением живописи, о чем свидетельствуют находки картин, написанных по шелку.





Вернуться назад