Культура и общество


1. Субъекты культурного творчества. Виды и формы культуры

Субъекты культурного творчества. В философии субъектом называется носитель предметно-практической деятельности и познание, т.е. источник активных социокультурных действий. Для культурознавства важным есть то, что субъект культуры - будь то общество, коллектив или индивид - не заданный природой в готовом виде, как продукт биологической эволюции. Субъекты культурного творчества е продуктами исторического процесса, активными агентами которого они становятся по мере овладения орудиями работы, развития языка, общение с помощью символов и знакив.

Учитывая это, можно утверждать, что ведущим субъектом культуры является все человечество, народная масса прошлого, современного и будущего, как творец культурных универсалий. Тяжело вообразить себе существование эпохи человеческих сообществ, которые бы без больших усилий обходились без, языкового общения, тех или других форм социальной организации и культурных норм.

Однако разнообразие условий и форм деятельности принуждает конкретизировать понятие субъекта культуры, выделяя в качестве его большие или малые группы людей. Так, вследствие влияния этнических отличий можно говорить о нациях и народностях, как субъекты национальной культуры. Их специфика выражается с помощью понятия национального характера, национального менталитета. Наглядным воплощением особенностей народной культуры есть фольклор, типу для данного народа жилье, костюм, хозяйственные и художественные промыслы.

Чтобы подчеркнуть активную роль некоторых культурных институтов, их также наделяют чертами субъекта культуры: в частности, говоря о культуре Украины, России или Франции, имеют на внимании деятельность государства. Если же речь идет о мусульманской, католическую или православную культуру, субъектом здесь нужно считать религиозное сообщество верующих, церковь.

Вместе с тем, известно, что этнические, политические и религиозные факторы культуры далеко не всегда согласовывают между собой. Например, в многонациональном государстве, будь то Индия, Россия или США, на межэтническое разнообразие в поведении людей накладываются отличия, связанные с их религиозной принадлежностью или политической ориентацией. Если государство не обеспечивает равноправия всех субъектов культуры, это может приводить к серьезным общественным конфликтив.

Однако наибольшая степень культурных противоречий оказывается тогда, когда субъектами культуры выступают социальные и социо-демографични группы, классы. Очевидно, что творческие возможности крестьянства или пролетариата, феодалов или буржуазии не совпадают. Здесь имеют значение место и роль группы в общественном производстве, отношении к собственности, уровень доходов. Возрасту или гендерни (за половым признаком) особенности, ограничение или преимущества культурной активности принуждают говорить, например, о молодежной субкультуре или о культурных отличиях между мужчинами и женщинами.

Важную роль в культуре сыграют профессиональные группы и семя, которые обеспечивают наиболее стойкие механизмы передачи культурной информации общего и специального назначения. В семейном воспитании благодаря связи поколений ребенок усваивает родной язык и другие важнейшие ценности. В этом творческом процессе усилия семейного коллектива обеспечивают основу всей дальнейшей жизни человека в обществе. Став взрослым, любой из нас подчиняется общественному разделению труда. Через существующую номенклатуру профессий мы видим определенное распределение культурных обязанностей между группами людей. Специализация не только экономит силы общества, но и повышает эффективность культурных установлений.

Непосредственным, хотя и не автономным субъектом культурного творчества есть отдельная личность, а также особые социокультурные группы, которые называются элитой. Индивидуальные творческие возможности людей не одинаковые, хотя и присущий всем. Высшая степень их проявления связывают с одаренностью, гениальностью человека. В современном миру личный творческий взнос связывают с авторством, которое имеет на внимании оригинальность, новизну и неповторимость культурного продукта. Элита призвана сохранять наследственность, традиции культурного творчества и осуществлять отбор ее наиболее значащих образцов. Элиты, как правило, занимают привилегированное место в структуре общества. Различают элиту политическую, научную, бизнесову, художественную, религиозно-духовную, спортивную и т.п.. Уничтожение элиты, как учит нас опыт, ведет к трагическим следствиям, вызывая упадок и деградацию общества. Однако и при таких условиях социальная необходимость в управлении культурными процессами сохраняется, а, итак, постепенно воспроизводится и элита.

Виды и формы культуры. На протяжении социальной истории люди освоили, сделали своим домом весь земной шар, вышли в космос, изобрели невероятное за количеством и качеством число способов деятельности. Если попробовать их сгруппировать за прикладными сферами, то можно выделить такие основные формы культуры, как материальная, духовная и физическая. Материальная культура - преобразование естественных материалов и энергии соответственно человеческим целей, созданию искусственной среды проживания. Сюда включается также необходимый и достаточный набор технологий для сохранности и развития этой среды. Материальная культура создает и задает уровень жизни общества, формирует материальные запросы людей и предлагает средства их удовлетворения.





Вернуться назад