Теория культуры


Известный историк XX ст. А. Тойнби слова «культура» и «цивилизация» употребляет как синонимы. Он рассматривает историю человечества как образование ряда цивилизаций, не объединенных между собой. Понятие цивилизации в его понимании касается любого артефакта: то ли произведения искусства, то ли изобретения колеса или какого-то другого механизма. Вместе с тем цивилизацию А. Тойнби рассматривает как определенную концепцию жизни, его структуру. Другие ученые понимают «культуру» как сферу духовности и «цивилизацию» как сферу техники. Существует и такая точка зрения: цивилизация - это высочайшая стадия культуры, которая возникает после перехода от охоты и скотоводства к осевшему земледелию.

В этом реферате мы придерживаемся концепции тех ученых, которые различают цивилизацию и культуру.

Понятие «цивилизация» охватывает все достояния, которые были созданы для комфорта человека: машины, мебель, посуда и т.ин. Понятие «культура» - это явление духовной жизни: религиозно-философское мировоззрение людей, йх стремление строить жизнь по законам справедливости (политика), наука и образование, живопись, скульптура, архитектура, музыкально-театральное искусство, литература та др. Правда, провести границу между культурой и цивилизацией иногда довольно сложно. Например, дома, одежда, посуду, прежде всего, имеют прикладное значение, но часто они являются настоящими произведениями искусства. Культура, в отличие от цивилизации, никогда не бывает агрессивной.

Целиком понятно, что на протяжении столетий представления о культуре были разными. Например, во времена средневековья человека, который не знал предписаний господствующей религии и не придерживалась ее канонов, считали бескультурной и дикой. Это богословская концепция культуры. Позднее, с развитием светских начал, бескультурными считали людей, которые не следили, например, за новинками литературы, не посещали концертов, театральных спектаклей и т.п.. Это просветительская концепция культуры.

В XVIII-XX ст. со становлением таких наук, как независимая философия, естетика и др. , появляются более своеобразные и субъективные взгляды на культуру. Например, появляется концепция культуры как игры. Но самое понятие игры было разным. Например, Г. Спенсер считал, что лишь сытый человек склонна к культурной деятельности, последнюю он рассматривал как игру избыточных физических сил. Ф. Шиллер утверждал, что в игре человек путем фантазии познает окружающий мир, моделирует ситуации, которые не в возможности пережить в действительности.

Немецкий ученый К. Бюхер выдвинул трудовую теорию культуры, считая, что она рождается общей работой (в качестве примера он приводил ритмическую песню, которая объединяет людей, которые выполняют трудную работу).

Австрийский психиатр 3. Фройд рассматривал культуру как возгонку, т.е. замену сексуально-биологических инстинктов созданием разных предметов и произведений искусства, которые символизируют желательный, но недоступный объект влечения. За Фрои-дом, культура - создание жилья, одежды, искусства - спасла человечество от растворения в животном мире.

Марксисты усматривали в культуре идеологическую надстройку над экономической жизнью общества. Они считали, что в культуре в скрытом виде постоянно кипит борьба интересов разных классовых группировок.

Некоторые ученые XX ст. возражали связь и последовательность культур. Например, упомянутый вже А. Тойнби утверждал, що большие цивилизации (египетская, греко-римская, европейского средневековье та др. ) рождаются, расцветают та умирают в собственных границах, не передавая ничего будущности. Это отказ от идеи прогресса человечества как объединенного сообщества. Вместе с тем, марксисты считали, что развитие культуры идет путем отмирания «ненужного» и рождение нового, но все жизнеспособное переходит со старой культуры в новую.

Очевидно, что в каждой позиции есть своя правда и все следует принимать во внимание при изучении мировой культуры.

- Существует также различение культуры и цивилизации за следующим признаком; цивилизация начинается тогда, когда возникают монументальная архитектура, письменность, города (См. : Украинская и зарубежная культура /За ред. Заковича М. - К. , 2001. - С. 77).

1.1. 2. Корни национальной культуры. В истории культуры прослеживаются две тенденции. Первая тенденция - это развитие национальных особенностей. Примером отданного сохранения родного языка и собственной культуры есть Украина, которая в многовековых мыканьях и унижениях сохранила и собственное национальное лицо, и прародительские обычаи.

Немало волн всяких чужеземных влияний прокатилось над этой землей: старинные иранцы и средневековые скандинавы, византийци и Русская империя, коммунистическая тирания - все стремились лишить народ его живой души, его языка. Тем не менее и сегодня над нами раздается-звенит старинная народная песня, народные мастерицы ткут те же узоры, что и их прабабуси в седую давность. Вторая тенденция - стремление к универсальной культуре всего человечества, единого языка, единого религии, единых форм искусства. Часто большую роль в единении культур сыграет религия. Например, в странах ислама - азиатских, африканских, европейских - культура в основных своих чертах подобная. То же можно сказать и о византийско-православном культурном регионе, о странах, которые исповедуют буддизм и т.п..





Вернуться назад