Культура Украины XVI-XVIII ст

Главная - Культура - Культура Украины XVI-XVIII ст

1. Предпосылки и трудности культурного подъема XVI-XVIII ст.

XVI-XVIII ст. - исключительно сложный и важный период в жизни украинского народа. В политической истории он охватывает такие процессы, как переход всех украинских земель под власть Вещи Посполитой, нарастание освободительной борьбы, создание национальной государственности в ходе Хмельнитчины, дальнейшая потеря завоеваний. В отечественной культуре это была яркая, плодотворная эпоха, принципиальная для дальнейшего развития. Можно выделить целый ряд причин, которые объясняют культурный подъем в Украине в XVI-XVIII ст.

Прежде всего надо подчеркнуть, что тогда еще были живые традиции Киевской Движении. Лучше всего они сохранились в западноукраинских землях, менее потерпевших от монголо-татарского нашествия. Кроме того, в большом княжестве Литовскому культурное наследство Киевской Движении была воспринята на государственном уровне.

В XVI ст. длится стабилизация и оживления экономической жизни, рост городов. Начислялось до 20 больших украинских городов с населением свыше 10-15 тыс. жителей. В Льве, Киеве количество ремесленных специальностей достигало 300. Развития товарно-денежных отношений оказывало содействие магдебургское право (правовая система, которая закрепляла самоуправления горожан). На Волыни и в Галиции все шире практиковалось строительство светских сооружений не из дерева, а из камня и кирпича, в XV ст. в Льве было построено водопровид.

Свою роль сыграл и влияние западноевропейского Возрождения и Реформации. В городах Украины, как и в ряде других европейских стран, проживало этнически разнородное население: кроме украинцев - поляки, немце, еврее, армяне, венгре, греки, которое оказывало содействие взаимопроникновению разных культур. В XV ст. , когда под ударами Турции пришли к упадку итальянские колонии в Крыму, часть генуезьких купцов переселилась в Львов и Киев. С другой стороны, дети украинских вельмож учились в университетах Праги, Кракова, Болоньи. Следует припомнить имена украинского поэта XV ст. Павла Русина, профессора медицины и астрономии из Дрогобыча Юрия Котермака. Гуманистические расположения духа и идеи, европейские художественные стили приобретали на украинском культурном грунту новых форм.

Важнейшим фактором, который влиял на развитие культуры в Украине в этот период, была национально-освободительная борьба украинского народа. Образование Вещи Посполитой вследствие Люблянской унии в 1569 г. привело к концентрации практически всех украинских земель в единых государственных границах, поставило их население в тяжелейшие политические, социально-экономические условия. В связи с ростом городов в Европе возрос спрос на продукцию сельского хозяйства, а Испания, которая до сих пор была "житницей Европы", не справлялась с этой задачей. Нужны были новые поставщики, и на эту роль претендовала Польша. Польские феодалы захватили землю, закрепостили крестьян, витискали из Украины максимум прибыли, но в тот же время защитить ее от набегов турок и татар оказались несостоятельными. В этих условиях все культурные процессы переплетались как с борьбой против польского засилия, так и с обороной рубежей от нажима Крымского ханства и Османской Турции.

Неоднозначной в развитии украинской культуры в XVI ст. - первой половине XVIII ст. была позиция социальной элиты. Своей меценатской деятельностью прославились князь Константин (Василий) Острожский, князь Юрий Слуцький, Елизавета (Галшка) Гулечивна. Однако большинство украинских феодалов, верхушка духовенства в условиях господства Вещи Посполитой отдалялись от национальной культуры - языка, традиций, православной веры и воспринимали польскую. Один из украинских публицистов - Мелетий Смотрицький в полемическом трактате "Тренос" ("Плач") отобразил скорбь православной церкви за династиями, которые раньше были отданы вере своих предков, а сейчас ее покинули: ”. . . Где теперь тот бесценный камень карбункул, блестящий как светильник - дом князей Острожских, что светил над всеми другими блеском святости старой веры своей. Где другие, также бесценные каменья той короны - знаменитые дома русских князив, неоценимые сапфиры, бесценные бриллианты: княжата Слуцьки, Заславськи, Збаразьки, Вишневецьки, Сангушки, Чорторийськи, Пронськи, Руженськи, Масальськи, Лукомськи и др. неисчислимые, которых долго было бы вичисляти...“. Потеря народом своих поводырей, элиты существенно повлияла на развитие культуры.

В этой исторической ситуации роль духовного лидера народа взяло на себя казачество - самобытное общественное состояние, которое сформировалось в XV-XVI ст. Самое казачество подхватило традицию национальной государственности, выступило защитником православной церкви, украинского языка.

Всенародная война за свободу Украины 1648-1657 гг. непосредственно отразилась и на культурной жизни. Патриотичные чувства, общие походы, массовое переселение - все это оказывало содействие культурной интеграции разных регионов. В ходе войны крепнула новая украинская государственность, которая опиралась на казацкие традиции. Хотя Гетманщина включала только часть национальной территории, но именно ее существование вело к росту национального самосознания. Кризисная ситуация в культуре Украины возникшая в конце XVIII ст. после того, как вследствие трех делений Польши украинская территория оказалась в составе двух империй - Русской и Австрийской, в которых проводился антиукраинский политический курс. В Русской империи по сути повторилась ситуация предыдущего века, только теперь казацкая старшина стала частью дворянства, восприняла русскую культуру. Едиными носителями и творцами украинской культуры в этой ситуации остались низы общества, простой народ.