Романский стиль. Готика. Культовая архитектура


Термин«романский стиль» возник сравнительно недавно - в первой половине XIX ст. , когда была выявлена связь средневековой архитектуры с римской.

В XI-XII ст. церковь имела огромное влияние на жизнь общества в общем, в частности на духовную жизнь, культуру и государственность, поэтому она оказалась и главным заказчиком архитектурных сооружений, которые сегодня рассматриваются как произведения искусства.

В церковных проповедях поднималась тема греховности мира, преисполненного греха и соблазнов, подвластного влияния таинственных и страшных сил. Эта тема оказывала содействие развитию в романском искусстве Западной Европы этического и эстетичного идеала, противоположного к античному искусству. В связи с тем, что ведущим видом искусства в тот период была архитектура, ей отводилась роль того звена, которое «влияла» визуально и духовно на верующий. Сюжеты Страшного суда и Апокалипсиса, библейские сцены, скульптуры - вот что массово присутствовало в оформлении церквей. Преимущество духовного над телесным выражалась в контрасте пламенной духовной экспрессии и внешней уродливости.

Романские храмы, преимущественно монастырские, должны были выглядеть массивно, крепко и надежно, поэтому строились они из большого камня, имели простые формы, с преимуществом вертикальных или горизонтальных линий, очень узкие дверное и оконное отверстия и пивциркульни арки. Суровые, трудные внешние формы предоставляли романскому храму сурового и простого вида. Чтобы как-то «разгрузить» конструкцию храма, архитекторы создали свод в виде крестов. Множество свободных плоскостей оказывало содействие распространению монументальной скульптуры, которая нашла свое место на плоскостях стены или поверхности капителей и выражалась в форме рельефа.

Фигурные композиции имеют разные масштабы; их размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: наибольшая фигура Христоса, немного меньшие - ангелов и апостолов, наименьшие - простых смертных. Кроме того, фигуры находятся в определенном соотношении с архитектурными формами. Изображение в середине - большие, чем те, что находятся в уголках. На фризах фигуры имеют осадистые формы, на носийних частях - удлиненные. Самое такое расположение фигур и их форм является характерной чертой романского стиля.

Сооружения романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. В Германии в этом стили построены соборы в городах, расположенных на Рейне. Но наибольшее количество памятников XI-XII ст. была построена в Франции. В архитектуре и скульптуре наблюдается разнообразие форм и интересное решение конструктивных проблем. В храмах Бургундии были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма. П'ятииефна монастырская церковь в Клюни - наибольший храм из построенных в то время - классический образец такого типа. Французские архитекторы разрабатывали конструкции, которые увеличивают объем внутренних помещений, но при этом обеспечивают надежность сводов. Жертвуя верхним светом, в центральном нефе строители сводили так называемые зальные церкви одинаковой или почти одинаковой высоты, благодаря чему распор центрального свода отчасти компенсировался встречным давлением боковых. Боковые нефы делали даже двухъярусными, что увеличивало их вес, а также делало здание более вместительной. Чтобы облегчить свод центрального нефа, ему предоставляли стрельчатого сечения, вводили подпорные арки, которые принимали основную нагрузку, и верхний свод прорезали окнами.

В XII ст. впервые для декорирования фасадов церквей используют скульптурные изображения. Найчудовишим творением романской монументальной пластики есть гигантские рельефные композиции над порталами храмов Сюжетами чаще всего были грозные пророчества Апокалипсиса и Страшного суда. Композиция сурово подчинена принципа иерархии: в центре огромная и недвижимая фигура Христоса, вокруг нее - множество фигур, которые передают бушующее движение. В романской пластике объединяются приподнятое и повседневное, груботилесне и даже абстрактно гротескное. Изображение страшного суда наглядно демонстрируют богословскую схему иерархической структуры мира. Центром композиции всегда служит огромная фигура Христоса. В верхней части - небо, в нижний - грешная земля; по правую сторону от Христоса расположенные рай И праведники (добро), по левую сторону - осужденные на вечные мучения грешники, черти и ад (зло). Сюжет Страшного суда присутствующий в каждом храме, но схемы его выполнения довольно разнообразные Например, в тумане собора Сент-Лазар в Отени в сцене Страшного суда рядом с грозным и величественным образом Христоса изображен почти гротескно-комедийный эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, что сопровождается плутовством дьявола и ангела, причем дьявол представлен одновременно и страшным, и смешным. В отличие от французского, немецкое романское искусство развивалось менее последовательно. В период высочайшего обострения борьбы между Империей и Папством церковное искусство приобрело в Германии рис сурового аскетизма. «Суровый стиль» можно увидеть на многочисленных деревянных распятиях XII ст Равные, параллельные, суровые линии складок одежды, такими же параллелями намеченные волосы, борода; Христос не страдающий человек, а суровый и бесстрастный судья, который победил смерть. Известнейшим есть «Распятия Имервальда» (названное в честь мастера).

На смену романскому искусству пришла готика. Синонимом варварства назвали Историки Возрождения средневековое искусство. В отличие от романского, готическое искусство «пропагандирует» интерес к человеческим чувствам, обращается к красоте реального мира, возвращает к индивидуальности Готическое искусство е символом цветущих торговых И ремесленных мостов-коммун, которые добились популярности и самостоятельности внутри феодального мира. Грандиозные готические соборы отличались высотой, вместительностью, нарядностью, зрелищным и богатым декором. Для готического стиля характерные острые сооружения, со стрельчатыми сводами, множество каменной резьбы и скульптурных украшений. Тяжело найти слова, чтобы описать великолепие, богатство и стройность готического собора. Бесконечные стрелы башен и башенок вимпергив, фиалов и обостренных арок тянутся вверх. Но поражает не столько направленность собора в неба, сколько богатство аспектов, которое приоткрывается, когда обходишь собор вокруг В отличие от романской церкви с и четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозримый, часто асимметрический и даже неоднородный в своих частях каждый с его фасадов со своим порталом индивидуальный, но при этом очень гармоничный. В общей конструкции стены будто «теряются» за арками, галереями, башнями, площадками с аркадами, огромными окнами, за бесконечно сложной игрой ажурных форм. Все пространство собора, и внутри, и извне, заполненный невероятным количеством скульптур (в Шартрському соборе их около десяти тысяч). Статуи занимают не только порталы и галереи, их также можно найти на кровле, карнизах, под сводами капелл, на крученых ступеньках, даже на водосточных трубах и на консолях. Словом, готический собор - это целый мир, отображение среднюю вечного города.





Вернуться назад