Зарождение магии. Отображение ее в монотеистических религиозных системах на примере христианства

Главная - Культура - Зарождение магии. Отображение ее в монотеистических религиозных системах на примере христианства

Причины возникновения магии

Считается, что современное общество переживает ренессанс оккультизма и первоначального колдовства. Волшебство, чернокнижие, колдовство, оккультизм - эти слова ныне не сходят со страниц журналов и газет.

Существуют разные определения магии, но наиболее полным все же есть то, что дается в Большой Советской Энциклопедии: «Магия - это обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем влиять на людей, животные, явления природы, а также на воображаемых духи и богов». Все неизменно указывают на главную особенность магии: в ее основе всегда лежит вера в сверхъестественные силы и в способность человека с помощью этих сил контролировать окружающий свит.

Магическое действие, как правило, состоит из основных элементов:

- материальный предмет (вещество), т.е. инструмент;

- словесное заклинание - просьба или требование, с которым обращаются к сверхъестественным силам;

- определенные действия и движения без слов - сам обряд.

Время возникновения магии ученые относят к эпохе каменного века, т.е. к периоду первоначального общества. Есть данные, которые магические обряды и верования существовали уже у неандертальцев, которые жили 80-50 тысяч лет тому. Речь идет о погребении (составы) медвежьих костей в мустьерських пещерах Драхенлох (Швейцария), Пе-терсхеле (Германия), Регурду (Франция), что рассматриваются как свидетельство охотничьих обрядов (пещерные медведи к тому времени были одним из главных объектов охоты людей). Некоторые ученые считают, что первоначальные люди, сохраняя медвежьи черепа и кости, надеялись, что это даст возможность убитому животным возвратить к жизни и в такой способ племени обеспечит себя пищей в будущем. По крайней мере, у некоторых племен, которые сохранились до конца XIX ст. и ведут первоначальный образ жизни, существовали аналогичные погребения костей, и самое такое обрядовое объяснение давалось их жителями.

Что же к выявленным в XIX-XX ст. памятников верхньопалеолитичного периода (40-10 тыс. лет тому), то они, и с этим согласные практически все ученые, свидетельствуют о наличии у первоначального человека уже развитых магических представлений И обрядов. В 1879 г. в Пиренейських горах (Испания) была открыта глубокая пещера, названная Альтамирою. На стенах и стеле этой пещеры рукой первоначального художника были изображенные кабаны, зубры, олене и другие виды животных, на которые охотилось его племя. В открытой уже в Франции пещере Мотеспан были выявлены остатки трех скульптур, которые изображали пещерных левов. На шее и груди одной из уцелевших скульптур были четко заметные следы от проволочек и копий, которые бросали первоначальные люди в эту фигуру. Другие же две скульптуры были полностью разбитые, так как в них охотники попадали слишком часто.

Наибольшей популярностью среди подобных находок (сегодня их начисляется больше 100) пользуется открытая в 1940 г. знаменитая пещера Ляско. Свою популярность эта пещера получила через богатство настенных рисунков. Большинство этих рисунков, а некоторые из них отличаются воистину невероятными размерами, прекрасно сохранилась к нашим дням. Во всех залах пещеры, в переходах между ними на стене и стеле первоначальные художники изобразили в разных позах тех животных, которых они видели вокруг себя: оленей, ведмедив, кабанов и т.п.. Все рисунки разноцветные, с использованием красной, желтой И черной красок. Рисунков так много, что местами они накладываются один на один. На телах животных и рядом с ними заметные насечки, которые символизируют полет проволочки и ранение зверя. На многих рисунках остались следы от метания в них настоящих копий и дротикив.

Невольно возникают вопросы: зачем первоначальные люди иногда рисовали животные в настолько неудобных, часто труднодоступных и плохо освещенных местах пещеры? Зачем после нанесения рисунков они разрушали их копьями и проволочками. Ответить на эти вопросы помогают этнографические наблюдения, проведенные в XIX-XX ст. над племенами, которые сохранили первоначальный уклад жизни. Например, австралийские аборигены перед началом охоты выполняли специальный обряд: рисовали на песке фигуру кенгуру и во время ритуального танца вонзали у изображение животных свои боевые копья. При этом они думали, что, попав в рисунок, попадут и в самое животных во время охоты. Наивероятнее, что так же думал и первоначальный человек. Здесь целиком уместно вспомнить слова К. Маркса о фетишизме: «Разожженная стремлениям фантазия создает у фетишиста иллюзию, будто бы «бездушная вещь» может изменить свои свойства только для того, чтобы удовлетворить его прихоть». Аналогичная иллюзия создавалась и у первоначальных участников магического ритуала, который символизирует смерть и убийство животных. «Разожженная фантазия» исполнителей ритуала превращала имитацию охоты на самая охоту, а ритуально-магическое «убийство» животных на реальное убийство зверя. Вообще же веру первоначальных людей в магию следует искать в материальных и общественных условиях жизни. Первоначальное состояние человечества иногда воображается беззаботным, когда люди как любимцы природы получали от нее в виде даров все необходимое для жизнь. Но о трудностях первоначальных людей, о суровых, чаще всего трагические условия их жизни красноречиво свидетельствуют такие цифры: почти 50% неандертальцев не доживали к своему двадцатилетию. У кроманьйонця средняя продолжительность жизни не превышала 20 лет. В тяжелейшем положении оказывались женщины и дети: 38% неандертальцев умирали, не достигши и 11 лет, почти никто из женщин не доживал до 25 лет. У питекантропов и синантропов смертность была еще высшей: 68% синантропов не достигали и 14 рокив.