Русская иконопись

Главная - Культура - Русская иконопись

Корни древнерусской иконописи

В последние десятилетия интерес к древнерусской живописи чрезвычайно возрос. Причиной тома послужила заинтересованность западных специалистов и ценителей древнерусской иконописью. Но, к сожалению, у себя на родине содержание, традиции и знание древнерусской иконописи давно утрачены, поэтому, сталкиваясь с творчеством давних иконописцев, понимаешь, что возникли определенные трудности относительно его восприятия. Такие трудности ощущает не только школьник или студент, но и взрослый человек, даже высокообразованная. Ведь в Давний Движении живопись был доступный всем. Такой пробел в знаниях коренится не просто в отсутствии эрудиции отдельных лиц, а в драматической судьбе самого древнерусского искусства, в драме русской истории.

Христианство на Движении отметило уже свое тысячелетие, но, заметим, что искусство иконописи имеет такие же давние корни. Слово «икона» образовалось от греческого «eikon» и означает «образ», «изображение». Икона возникшая к зарождению древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех православных странах. На Движении же иконы появились в результате миссионерской деятельности византийской церкви в тот период, когда значение церковного искусства воспринималось с особой силой. На развитие русского церковного искусства наисильнее повлияло то, что Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения, эпоху расцвета духовной жизни в самой Византии. Именно в Византии в этот период процветало церковное искусство, и именно в этот период навернутая Русь получила среди других икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр - икону Богоматери, названную со временем Владимирской.

Следует сказать, что поклонение иконам существовало на Движении не всегда. Было время, когда в христианстве шли отчаянные споры, или нужны иконы или или следует отвергнуть их как пережиток языческого прошлого. Некоторые большие деятели христианской церкви решительно выступали против почитания икон, ссылаясь при этом на библейскую заповедь, которая требовала от верующих «не делать себе кумира, который на небе вверху».

Но в связи с тем, что языческая Русь к моменту принятия христианства уже имела высокоразвитую художественную культуру, это оказалось благоприятной предпосылкой к освоению византийского наследства и оказывало содействие спивробгп чц-тву русских и византийских мастеров. Кроме того, обращенный в новую веру народ полностью воспринял византийское наследство, понял ее, и воистину же ее нигде так не приняли, как на Движении.

Издавна слово «икона» употребляется в связи с отдельными изображениями, написанными, как правило, на доске. Чему на доске, чему не в виде фрески или мозаики? Так как на Движении дерево було основным строительным материалом и большинство церквей были деревянным (каменные соборы на Движении начали строиться в χΐ ст. за сурово византийскими канонами). Иконы писались на липовых или сосновых досках, покрытых алебастровой грунтовкой - левкасом. Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью красок иконы, написанные на досках, прекрасно подходили для обрамления русских деревянных церквей. Недаром очень точно было замечено, что в Давний Движении икона оказалась такой же классической формой изобразительного искусства, как в Египте - рельеф, в Элладе - скульптура, а в Византии - мозаика.

Живопись христианской Движении отыгрывал в жизни общества довольно важную, но немного другую роль, чем современная живопись, и эту роль определял его характер. Одновременно с принятием на Движении крещения, естественно наследовалось и византийское представление о том, шо задача живописи - «воплощение слова» с помощью воплощения образов христианского вероучения. Поэтому в основу древнерусской живописи легло большое христианское «слово». Прежде всего это Библия (от грецьк. tbiblia» - книга) - сведение книг, которые составляют Священное писание, созданных, соответственно христианскому вероучению, который надышал Святой Дух.

Воплотить такую грандиозную литературу нужно было по возможности проще и зрозу-милише - ведь это воплощение должно было приблизить человека и просвещенную, и простую к истине самого этого слова, к глубине этого вероучения. Поэтому византийское искусство решила эта задача, выработав своеобразную совокупность приемов И создав невиданную раньше художественную систему, которая разрешила поняло и в полной мере воплотить христианское слово в живописный образ.

На протяжении длинных столетий древнерусская живопись наиболее полно, ярко и цветисто раскрывал людям духовные истины христианства, воплощенные у образы.

Забвение и возрождение русской иконы

В скором времени, равно как и искусство всего византийского мира, искусство Давней Движении постигло забвение. Византийская империя упала под нажимом турецких завоевателей, были завоеванные мусульманами когда-то христианские страны Малой Азии и много славянских государств. Русь испытала навал монголо-татар, но, в сущности говоря, она была единой, кто выстоял в тех войнах. Поэтому после падения Византии Русь приняла наследство - она стала настоящим центром православной культуры. Но причиной забвения иконописи, а также и извечной древнерусской культуры оказались не войны и разрушение, а, как не удивительно, реформы Петра И, что ориентировали Россию на Запад.

После петровських реформ русская живопись, как и церковный, базируется на новых западноевропейских принципах. При всем уважении к древнерусской живописи европеизированное русское общество воспринимало его лишь как варварское и безнадежно устаревшее. Постепенно вся живопись, как и вся допетровская старина, пошли у забвения. Этот период длился около ста лет, но давнюю художественную систему удалось сохранить, По обыкновению в утрированном виде, лишь в крестьянскому иконописанни, центрами которого были села Палех, Холуй, Мстера. Новая волна интереса к иконописи возникшая со стороны русской интеллигенции, которая появилась именно благодаря петровським реформам.

Возрождение интереса к древнерусской иконе вызвало заинтересованность и к ее живописи. В XIX ст. историки начинают изучать произведения древнерусских художников и здесь состоялось настоящее открытие иконописных сокровищ. Оказалось, шо любители старины по-настоящему и не видели древнерусской иконописи Фрески, мозаика, иконы, шо были в давних богатых церквях, укрылись столетней пылью, закоптились, потемнели. Иконы «потерялись» в общем мраке. Причина невидимости икон оказалась в особой технике, в которой они создавались Доска, перед нанесением на нее рисунка, специально обрабатывалась, укрывалась левкасом или загрунтованной тканью - паволокой, а именно изображения наносилось на грунтовку темперой (минеральной краской). Изображения укрывалось пластом олифы, чтобы цвета «заиграли», и шо еще важнее - вберигалася от повреждений поверхность иконы. Любители иконописной живописи выяснили, что олифа имеет свойство со временем темнеть, буквально через 70-100 лет картина темнела настолько, что изображения, которое находится под ней, невозможно было рассмотреть. Раньше на Движении знали о такой особенности олифы, поэтому периодически иконы испытывали своеобразной реставрации, т.е. применялись трудоемкие способы удаления потемневшей олифы. Со временем такой способ «расчистка» давней живописи заменили на менее трудоемкий - иконы начали не расчищать, а «возобновлять», т.е. сверх потемневшей олифы писалось новое изображение. Часто на одной иконе на протяжении столетий наносилось несколько таких «возобновлений», в результате чего первоначальное изображение оказывалось будто «запечатанным», покрытым несколькими пластами краски и олифы. Таким образом, в начале XIX ст. , к тому моменту, когда возник интерес к допетровской культуре, потемнели уже и иконы XVII ст. : поблекли силуэты, стерлись контуры изображений, потемнела олифа.

Следует отдать должное именно тем чутким к искусству людям, которые ощутили, что за пластом потемневшей и закопченной олифы прячется настоящее богатство свежих красок. Так, в 1840 г. историк Иванчин-Писарев, который посетил Троице-Сергиеву лавру, сумел увидеть в сильно потемневшей «Троице» Андрея Рубльова, которая сохранялась там, ценнейшую памятку искусства.

В первой половине XIX ст. было принято считать, что развитие художественного искусства в России - заслуга Петра И, во второй половине XJX ст. это представление было разрушено. Историки XIX ст. заинтересовались давней словесностью, давней литературой. Благодаря именно этому факту ученые занялись изучением и давней иконописи, которая теснейшей чина был связан со словом, литературой, и сумели надлежащих образом оценить точное и глубокое соответствие сюжетов икон к литературному источнику.

Пыльное внимание широкого круга просвещенных людей к допетровской живописи привела их к старообрядцам, раскольникам, т.е. крестьян и купцов, предки которых в середине XVII ст. отклонились от православной церкви, не приняв некоторых нововведений. В этой среде сохранялись давние иконы, которые держались с достоинством, ценились, красоту которых видели и понимали. Общение со старообрядцами дало возможность ближе познакомиться с большим количеством собранных ими икон, расширить знание, выучить технику выполнения не на нескольких экземплярах, а на целых коллекциях. Но что оказалось еще циннишим - у старообрядцев люди учили ценить утонченность давнего письма, видеть даже сквозь потемневшую олифу виртуозную точность рисунка, стройную ясность композиции.

В конце XIX ст. в России составляются многочисленные частные коллекции, которые собираются уже не как памятки старины, а как произведения искусства. Наизнаменитейшие из них - коллекции О. В. Морозова, И. С. Остроухова. Под конец жизни начинает собирать иконы и знаменитый Третьяков, который, понимая художественное значение собранной им коллекции, завещает ее своей картинной галерее. Абсолютно понятно и естественно воспринимается желание знатоков и коллекционеров увидеть в настоящем виде то, что прячется под почерневшей олифой, поэтому в начале XX ст. было начато расчищение икон. Организатором этого мероприятия был И. С. Остроухое, какой пруд к тому времени не только владельцем коллекции икон, но и попечителем Третьяковской галереи. Как настоящий коллекционер и ценитель давней иконописи, И. С. Остроухое виднеется открыть на иконах первоначальная живопись. Он ищет в старинных иконописных селах мастеров-иконописцев, которые берутся за работу. Замечательное знание технологии иконы, преемственные дедовские приемы помогают им удалить потемневшую олифу и снять более поздний записи. Из этого момента началось настоящее открытие древнерусской иконописи. В результате реставрации иконы явились перед зрителями во всем своем великолепии так по-новому и неожиданно, что приводили в удивление даже специалистов. Вслед за реставрацией первых икон началось восстановление множества других: в музеях, частных коллекциях, в храмах, где начали расчищать не только иконы, но и давние фрески.

XIX столетие стало столетием открытия древнерусской живописи, а начало XX ст. - признанием ее художественного значения и пониманием ее настоящего духовного содержания.

В начале XX ст. в России происходит революционный переворот, после чего государственным мировоззрением признается атеизм. Христианское слово испытает гонение, церкви разрушаются, иконы изымаются из быта или сразу уничтожаются. Изучение духовного содержания давней иконописи становится не только невозможным, но и вообще может привести к тому, что в будущему изучать будет ничего. Однако ценители древнерусского искусства находятся и среди революционеров. Чтобы сохранить конфискованные из храмов и частных коллекций давние иконы, их помещают на хранение в музее.

В 50-х годах начал возрождаться интерес к национальной культуре, икона как явление этой культуры начала боязливо возвращать в музейные экспозиции, а в 60- 80-х годах уже довольно широко и открыто. На сегодня в стране ? богатейшие коллекции давних икон и, что утешает, некоторые ценные экземпляры возвращают к храмам