Театр

Главная - Культура - Театр

Театр (от грец. йпеаигоп - место для зрелищ, зрелище) - это вид искусства, ш. в образно отбивает действительность, художественно овладевает мир в формах драматического действия.

Природа искусства театра синтетическая, ведь его художественный образ возникает благодаря синтезу драматургии, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, мастерства актера. Итак, можно проследить определенную закономерность в развитии процесса синтезаций видов искусства. Если архитектура, живопись, скульптура взаимодействуют преимущественно между собой, то искусство хореографии и театра, а дальше мы увидим, что и искусство кино, использует межвидовой синтез.

Искусство театра целиком справедливо считают коллективным творчеством. Сравнительно с искусством музыки и хореографии процесс сотворчества театре значительно усложняется: в постановке спектакля непосредственно принимают участие по крайней мере пять человек:

1 только, если все они становятся соавторами, спектакль превращается в произведение искусства. Большая ответственность при его создании полагается на режиссера-постановщика, поскольку именно он должен передать замысел драматурга, создать необходимую атмосферу действия, выстроить композицию спектакля таким образом, лишь бы она по возможности глубже и ярче донесла к зрителю основную его идею. Этот процесс чрезвычайно сложный особенно тогда, когда драматурга и режиссера разделяет значительный временной промежуток: необходимо передать атмосферу той эпохи, в пределах которой разворачивается действие спектакля, воссоздать специфику быта, особенности костюмов и т.п.. Именно это и помогает сделать режиссеру художник, а музыкальное оформление, которое полагается на

222

композитора, дает возможность усилить драматическое напряжение действия, создать важный эмоциональный фон спектакля.

Зв'язуючою звеном между драматургом и режиссером является актер, который не просто доказывает их замысел к зрителю, а и принуждает поверить его в то, что происходит на сцене. Именно актер может нарушить меру условности, которая присущая искусству театра. Тем не менее создать полноценный образ способный только настоящий актер, который владеет средствами актерского мастерства: системой изобразительно-выразительных приемов (мимика, дикция, интонация, пластика, движение и т.п.), фантазией, умением импровизировать и др. Это дает возможность актеру установить эмоциональный контакт со зрителем, принудить последнего сопереживать действия, которые разворачиваются на сцене.

Важная специфическая особенность театра, которая отличает его преимущественно от всех видов искусства (исключение - хореография), состоит в потому, что зритель имеет возможность стать свидетелем процесса художественного творчества, наблюдать создание художественного образа собственными глазами.

Эстетичное влияние настоящего театрального искусства, которое вызывает чувство емпатий - сопереживание у зрителя, приводит его к катарсису - духовного очищения, а именно в этом и заключается надзавдання искусства вообще.

Театр имеет свои родовые модификации:

Истоки искусства театра связаны с давними ритуалами, обрядовыми действами доисторического человека. Можно предположить, что, стараясь отвести от себя гнев духов, наши пращуры ощущали в себе бессознательную потребность в осмыслении действительности через ее действующую имитацию. Эти обрядово-ритуальные действия приобрели распространение во времена Старинного Египта

223

и были связаны с культом бога Осириса. Тем не менее своего апогея они достигли в древнегреческих обрядах в честь бога Диониса, какой нос людям радость жизни, веселье, развлечения (см. главу «Категории эстетики», раздел «Трагическое»). Именно дионисийськи образы и стали основанием для возникновения трагедии, комедии и драмы, розвий которых связан с культурами Старинных Греции и Риму.

Искусство древнегреческого театра имело чрезвычайно условный характер и представляло собой диалог между хором и актером. Расцвет этого вида искусства был связан с именами трех поэтов-трагиков:

Есхила (525-456 к н.э. ), Софокла (496-406 к н.э. ), Еврипида (480-406 к н.э. ), творческое наследство которых и ныне привлекает внимание современного театрального искусства. Творчество этих поетив имела тесная связь с традициями древнегреческой мифологии, из которой они приобретали вдохновение, брали основные темы, мотивы, сюжеты для своих произведений: трилогия о Едипа - «Ругай», «Едип», «Семеро против Фив» (Есхил);