Кинематограф


Кинематограф (от грец. Ииипета - движение и уарпо - изображение) - наиболее молодой вид искусства, возникновение которого непосредственно пов 'язане с развитием научно-технического прогресса, прежде всего в области оптики, химии, фотографии.

Вместе с тем кинематограф ни в какой мере нельзя назвать «техническим» искусством. Извечная потребность человека в образном осмыслении действительности породила этот массовый вид искусства.

Кино - синтетическое по своей природе, оно объединяет элементы литературы, театра, живописи, музыки, хореографии. Именно поэтому кинематограф оперирует многими выразительными возможностями, заимствованными из других видов искусства.

Вместе с тем кино владеет собственными специфическими средствами и приемами, в частности: ракурсом (угол зрения кинокамеры), изменением планов (общий, средний и большой), монтажом, который объединяет отдельные кадры в логической последовательности и дает возможность передать эмоциональное и психологическое напряжения эпизода.

Кинематограф имеет свою жанрово-родовую структуру:

В отличие от других видов искусства, дату рождения кинематографа можно назвать абсолютно точно - 28 декабря 1895 г. Именно в этот день в Париже брать О. и Л. ЛЮМ'ЕР продемонст-

рували свою первую кинопрограму, что содержала коротенькие документальные зарисовки: «Выход рабочих из фабрики», «Прибытие поезда» и др. Фильмы братьев Люм'ер начали тенденцию к созданию документального кинематографа, ведь во всех их картинах была зафиксирована определенная мгновенность реальной действительности.

Вместе с тем с братьями Люм'ер свои поиски в кинематографе начал Ж. Мельес, с именем которого связанное возникновение феномена игрового кино («Красная шапочка», «Синяя борода», «Путешествие на Луну» и т.п.). Именно в недрах игрового кино и начнет составляться система жанров, среди которых особой популярностью пользовались мелодрама, комическая драма, авантюрный фильм. Они существовали на экране и самостоятельно, и дополняли друг друга.

В это самое время в искусстве кино формируется чрезвычайно интересное явление - «система звезд». Фактически в каждом жанре игрового кинематографа сияли свои «звезды». В мелодраме это были Ф. Бертини, Э. Сантос, М. Якобини (Италия), А. Нильсон (Дания), В. Холодная и И. Мозжухин (Россия), Р. Валентина (США); в авантюрном фильме - Мюзидора (Франция), У. Харт и Д. Фербенкс (США); успех комической драмы был связан с именем большого французского актера М. Линдера, творческий задел которого имел значительное влияние на развитие этого жанра в мировому кино вообще и на творчество классика мировой комедии Чарли Чаплина в частности.

Творческий задел Ч. Чаплина привлекал внимание исследователей, которые старались понять причину чрезвычайной популярности этого актера. Возможно, секрет успеха большого художника состоял в потому, что его герой - бродяга Чарли - смотрел на мир глазами ребенка; он мог принудить зрителя и смеяться, и сочувствовать водночас.

Ч. Чаплин начал свой путь в кинематографе на студии «Кистоун филм». Ее возглавлял патриарх американской комической М. Сеннетт, школу которого также прошли известные комики Б. Китон и Г. Ллойд.

Тем не менее настоящим «крестным отец» американского кинематографа очатку XX ст. безусловно был Д. У. Гриффит (1875- 1948). Его фильмы, среди которых особенно следует отметить картины «Рождение наций» и «Нетерпимость», обогатили новыми выразительными средствами, усовершенствованием специфики монтажа (параллельный монтаж) не только кино США, а и весь мировой кинематограф.

Чрезвычайно интересные эксперименты происходят в этот же время и по вторую сторону океана - в странах Восточной Европы, в частности в России, где активно работают режиссеры Я. Протазанов, В. Гардин, Е. Бауер, творчество которых было связано с расцветом жанра мелодрамы.

234

ЧАПЛИН ЧАРЛЗ СПЕНСЕР (1889-1977) - американский киноактер и кинорежиссер. Феномен Ч. Чаплина является олицетворением теории «авторского кино» (художник вместе с тем выступал сценаристом, режиссером, актером, композитором в большинстве своих фильмов). Его художественный задел навсегда останется в истории мирового киноискусства как яркий образец интерпретации категории «комического». Творческий путь Ч. Чаплина включает в себя три этапа. Первый - это период становления художника, когда происходило накопление опыта, шло активное экспериментирование в области формы и стиля, образной структуры. Логическим итогом поисков Ч. Чаплина стали фильмы «Бродяга», «Малыш», «Пилигрим», «На плечо» и др. Второй этап - это расцвет таланта киномитця, о чем убедительно удостоверил выход на экраны его признанных шедевров - «Огни большого города» и «Новые времена». Первый и второй этапы творчества Ч. Чаплина объединяет между собой образ бродяги Чарли - аииег ев самого режиссера. Третий этап в наследстве художника - этап высокого профессионализма, который ассоциируется с фильмами «Большой диктатор», «Король в Нью-Йорке». «Месье Верду» и др.





Вернуться назад