Живопись


Живопись - вид изобразительного искусства, специфической особенностью которого являются воспроизведения художественных образов на плоскости.

Отображая на полотне окружающий мир, художник выражает свое отношение к нему, что дает основания искусствоведам определить манеру и стиль живописца и оперировать понятиями «мироощущение художника», «колористична палитрам и др.

Существует значительное количество разновидностей техники живописи: фреска, мозаика, масляная роспись, тампера, акварель, пастель и т.п..

Фреска - живопись водными красками по влажной штукатурке. Это очень сложный вид живописной техники, поскольку он предусматривает скорость рисования и высокий профессионализм художника. Исправить уже нарисованное невозможно: водные краски мгновенно высыхают, а багатошаровисть в фресковой живописи запрещена.

Яркими образцами этой разновидности живописного искусства есть известные фрески Софийского собора в Киеве, «Тайный ужин» Леонардо да Винчи в церкви Санта Мария делле Грация в Милани и «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капели в Ватикане.

Мозаика - разновидность живописи, которая грунтуеться на своеобразном принципе «моделирование» из кусочков естественного камня или цветного стекла - смальты, которые скрепляются между собой с помощью вяжущего соединения. Так возникает изображение - мозаичное панно.

Фресковая и мозаичная живопись используют преимущественно для обрамления интерьеров культовых сооружений (всемирно известное панно «Мария-Оранта» в Софийском соборе в Киеве).

Масляная роспись - разновидность живописи, которая активно опирается на принцип «багатошаровости», что дает возможность создать фактурность изображения. Он приобрел значительное распространение на границе XIV-XV ст. в странах Западной Европы. Краски, основу которых составляют растительные масла, во время высыхания иногда темнеют, что связано с цветными особенностями грунту. Большей частью это случается с темногрунтовими

191

полотнами, тогда как белый грунт дает возможность сохранить цветное богатство.

Тампера - разновидность живописи, название которого происходит от названия краски. Основу краски составляет яичный желток. В основному эту технологию использовали иконописцы, рисуя на специально загрунтованных деревянных досках. В дальнейшему тамперою писали и на полотне, опираясь на принципы масляной живописи.

Акварель - разновидность живописного искусства, которое использует водные краски. Специфической особенностью акварели есть ее способность к «цветной ассимиляции». Акварельная технология предусматривает рисование на бумаге, которая может быть сухим и вологим.

Пастель - это рисунок, выполненный цветным мелом. Как и акварельная живопись, пастель часто отождествляют с графикой, ее характерной особенностью является способность создавать ощущение оксамитовости изображаемого.

Истоки искусства живописи достигают в глубину столетий - в доисторический период человеческой цивилизации. Они пов 'язани с так называемой пещерной росписью, образцы которого было найдено в пещерах Ласка и Кастильо (Франция), а также с цветными изображениями животных на скалах Скандинавии, плато Тассили (Африка}, каповой пещеры (Урал}. Именно с этих наскельних рисунков и начинается формирование жанрово-родовой специфики будущего искусства живописи.

Необходимо подчеркнуть, что доисторический пещерный, а со временем и древнеегипетская настенная роспись нос важная смысловая нагрузка, ведь картина представляла собой своеобразный рассказ, который состоял из нескольких рисунков, связанных между собой. Итак, для давнего художника, который еще не владел законами перспективы, рисунок выполнял определенную знаковую функцию. Эта самая тенденция имела свое развитие в искусстве древнегреческого вазопису, когда на поверхности старинных амфор и других сосудов изображались фрагменты древнегреческой мифологии и истории.

Развитие живописного искусства средневековья прежде всего связанный с расцветом иконописи. На смену чувствительным образам античного искусства пришли религиозно-канонизированные изображения, которые вместе с тем поражали своей духовно-психологической насыщенностью. Среди выдающихся

192

представителей искусства иконописи следует назвать имена ФЕОФАНА ГРЕКА (бл. 1340 - после 1405) и АНДРЕЯ РУБЛЬОВА

(бл. 1360 - после 1430), в творчестве которых доминировало исихастичне начало: объединение внешнего и внутреннего, но прежде всего художников интересовало отображение внутреннего мира человека. Это отвечало их собственному мироощущению.

Новые пор в развитии искусства живописи связывают с XIV-XVI ст. , которые принесли с собой новые темы, новые формы, новые художественные образы. Творческие поиски художников этого периода стимулировало античное наследство, и они старались восстановить в своих произведениях ее основные принципы. Именно поэтому искусство этого периода, родиной какого постоянная Италия, получает название Ренесанс - Возрождение.

В эпоху Возрождения начинает сложный, но чрезвычайно интересный процесс взаимодействия науки и искусства. Изучение законов перспективы, оптики, анатомии оказывало содействие развитию творческих поисков художников. Можно твердить, что проблема диффузии науки и искусства, истоки которой связаны с пор античности, в эпоху Возрождения выходит на принципиально новую ступень. В этот период живопись становится одним из ведущих видов искусства и дарит миру целую плеяду ярких личностей. Именно поэтому итальянское Возрождение можно назвать искусством выдающихся персоналий, имена которых говорят самые за себя: Джорджоне (1477-1510), Тинторетто (1518-1594), Тициан (1487-1576). Та слава итальянского Ренесанса безусловно связана с именами его титанив: Рафаэля Санти (1483- 1520), что создал «Сикстинскую мадонну», «Портрет, папы Юлия II» и «Автопортрет», и Микеланджело Буонарроти - автора фресок Сикстинской капеллы: «Сотворение Адама» и «Страшный суд» и др. В творчестве этих художников отразились основные принципы искусства Возрождение - отображение действительности во всей ее полноте, а главное - прославление красоты человека и его чувств. Основные темы произведений Рафаэля, Микеланджело, Тициана связанные как с мифологическими сюжетами, так и с проблемами, которые имеют общечеловеческий характер.

Живописцы итальянского Возрождения прекрасно владели законами перспективы, воссоздавали на своих полотнах вековую анатомию человека,

193

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

(1452-1519) - итальянский художник, философ, инженер, один из титанов пор Возрождение. Профессиональное образование живописца получил в художественной мастерской выдающегося итальянского художника Андреа Верроккьо, который воспитался еще две яркие личности эпохи Ренесанса - Сандро Боттичелли и П'етро Перуджино. Кроме огромного взноса в развитие живописи - «Джоконда». «Мадонна Бенуа», «Мадонна Лтта». фрески «Тайный ужин» и др. - Леонардо да Винчи оставил интересные разработки в области механики и гидравлики, которые на несколько столетий опередили научные поиски в свое время.

передавали ее движение в пространстве. Все эти достижения итальянского Ренесанса сконцентрировались в лице, которое считается «фигурой вне конкуренции» среди гениев Возрождения - Леонардо да Винчи - выдающегося живописца, ученого, философа. В наследстве Леонардо да Винчи важное место занимают его философские концепции, которые дают научный работникам право говорить о существовании «философсько-естетичной системы Леонардо». Попытку психологического анализа феномена Леонардо да Винчи осуществил 3. Фрейд в своей работе «Очерк воспоминаний детства».

В деятельности Леонардо искусство и наука органически соединились между собой. Создавая свои живописные шедевры, художник вместе с тем на страницах «Трактата о живописи» и манускрипта «Кодекс Леонардо» теоретически осмысливал как проблемы живописи в частности, так и общефилософские проблемы смысла человеческого бытия вообще.

Минуют столетие, а творческое наследство большого итальянца не перестает захватывать и остается объектом анализа, стимулирует теоретические поиски ведущих естетикив и искусствоведов мира.

Ренесанс ярко проявился также в нидерландском живописном искусстве, которое привело к возникновению особой техники живописи, известной под названием фламандской манеры.

Ведущие художники нидерландского Возрождения владели мастерством детализировать изображаемое, старались усовершенствовать колористичну гамму, передать эмоционально-чувствительное напряжение. Выдающимися представителями

194

нидерландского Ренесанса были брать ван Ейк - Гумберт (1366- 1426) и Ян (1385-1441), которые создали прославленный Гентський алтарь;

П. Брейгель (1525-1569) - автор всемирно известной картины «Слепые»; Г. Босх (1450-1516), в творчестве которого нидерландская живопись досяг своего высочайшего расцвета. С одной стороны, полотна Босха непосредственно связаны с традициями национальной нидерландской культуры («Виз сена»), с другого - ориентированные на общечеловеческие проблемы и отображают одну из страшных страниц в истории человеческой цивилизации - инквизицию. Произведения Босха метафорические по своему смыслу. Например, инквизиторы на полотнах художника представлены в виде страшных чудовищ, рядом с которыми находятся их жертвы - испуганные люди. Эти образы через несколько столетий снова возникнут в живописном искусстве - на картинах художников-сюрреалистов, которые будут считать Босха своим «крестным отец».

Живопись итальянского и нидерландского Возрождения имел значительное влияние на развитие этого вида искусства в Германии, в частности на творчество А. Дюрера (1471-1528). Его имя связано с развитием портретного жанра - «Молодой человек», «Автопортрет»; с монументальной живописью - «Четыре апостолы». Тем не менее наибольшую славу Дюреру принесли его всемирно известные гравюры «Три селянини», «Св. Иероним», которые получили высокую оценку больших современников художника, в частности известного нидерландского ученого и писателя Еразма Роттердамського.

Искусство живописи конца XVI - XVIII ст. развивалось в пределах трех основных направлений: бароко, рококо и классицизма. Необходимо указать, что ведущие художники этого периода, экспериментируя в пределах разных стилей и направлений, в основном начинают отдавать предпочтение реалистическому искусству.

Особое место в контексте живописных поисков XVII ст. занимает творчество двух голландских художников Ф. Халса (1585-1666)

195и Я. Вермеера Делфтського (1632-1675). Кроме сугубо профессиональных достижений, их наследство стимулировало процесс художественной наследственности, своеобразный «диалог через столетие». Так, традиции Ф. Халса относительно живописной интерпретации категории комического получили продолжение в творчестве выдающегося испанского художника Ф. Гойи (1746- 1828) - «Водоноска», «Слепой» и в опосредствованной форме повлияли на серию офортов «Капричос». Художественная же наследство Я. Вермеера Делфтського побуждала к художественным экспериментам метра сюрреалистической живописи С. Дальше, о чем он сам упоминал в своей статье «Мировые идеи».

Следует заметить, что живописное искусство XVII-XVIII ст. характеризовалось интересными поисками в области колористичной композиции, которые нашли свое отображение в произведениях П. Рубенса (1577-1640), А. ван Дейка (1599-1641), Ф. Сурбарана (1598-1664), Э. Греко (1541-1614), Д. Веласкеса (1599-1660), особенно в творчестве Рембрандта (1606-1669). Во всемирно известных полотнах голландского художника эмоциональное напряжение возникает и передается благодаря удивительной игре света и тени. В своих портретах Рембрандт преимущественно работает мрачными красками. Однако для того, чтобы больше подчеркнуть психологическое состояние человека, который наиадекватнее передают ее лицо и руки, художник использует световые акценты. Именно к этому приему выдающийся художник обратился в своем гениальном полотне «Возвращение блудного сына», что отобразило трагические соображения Рембрандта о смысле человеческого бытия.

Колористична композиция произведений Рембрандта, игра света и тени на его полотнах имела значительное влияние не только на развитие живописного искусства XVIII-XIX ст. , в частности на творчество Ф. Рокотова (1732-1808), Д. Левицького (1735-1822), В. Боровиковського (1757-1825), Т. Шевченко (1814-1861), М. Пимоненка (1862- 1912) и других художников, а и на поиски, которые происходили в искусстве кино, которое в лучших своих образцах (фильмы немецкого экспрессионизма, О. П. Довженко, А. Тарковського, П. Гринвейя) использовало именно этот прием для создания атмосферы эмоционального напряжения, передачи чувств героев стричок.

XIX ст. в искусстве живописи связанное с возникновением чрезвычайно интересного направления, которое получает название импрессионизм (от фр. итргезкиоп - впечатление). Надзавданням импрессионист^-импрессионистов-художников-импрессионистов становится лозунг: «Рисую то, что вижу», которое было воплощено в лучших произведениях Э. Мане (1832-1883) - «Завтрак на траве», «Бар Фоли-Бержер», К. Моне (1840-1926) - «Впечатление. Восток солнца»

196

РЕНУАР П'ЕР ОГЮСТ

(1841-1919) - французский живописец, один из представителей импрессионистического направления. Его творческие интересы концентрировались вокруг жанров пейзажа и натюрморта, но имя О. Ренуара прежде всего отождествляется с новым этапом в развитии портрета, который фактически получил статус «визитной карточки» мастера. Большей частью на полотнах живописца изображенные прекрасные женщины на пленэре или в «изысканном интерьере»: «Девушки в черному», «Большие купальщицы», «Девушки за пианино». «Девушка с веером» и др. , которые будто олицетворяют известный древнегреческий принцип «кало-кагатий» - единство добра и красоты. Особое место в наследстве О. Ренуара занимает портрет актрисы /Канны Самаре. Это полотно в интерпретации художника - гимн большой силе жиночости, которая была лейтмотивом всего творчества большого художника.

(название именно этой картины, собственно, и определила название этого направления), О. Ренуара и др. Ведущие художники-импрессионисты старались передать и воссоздать колористичне богатство окружающего мира. Поэтому цветное соотношение изображаемого несло главное психологическая и эстетичная нагрузки.

Одним из ведущих жанров импрессионизма становится пейзаж. Это предопределяет необходимость работать на натуре - пленэре и требует от художников изучения характера освещения в разные часы пор, учет особенностей атмосферных условий, а главное - влияния света на цвет. Импрессионистическая живопись так виртуозно владела светом, который мог зафиксировать даже цвет воздуха, тумана, тени и т.п.. Искусство импрессионизма подготовило фундамент для дальнейшего развития живописи конца XIX ст. , в частности направления постимпресионизму, представителями которого были Ван Гог (1853-1890), Сезанн (1839-1906), Гоген (1848-1903).

Культура и искусство XX ст. связанные с возникновением феномена модернизма (от фр. тоаете - современный, новейший). Понятие «модернизм» следует отличать от термина модерн, который используют для определения направления в искусстве последнего десятилетия XIX ст. Итак, модернизм - это художественно-эстетичная система, которая составляется на

197

начала XX ст. и объединяет художников, которые находились на позициях нереалистичной методологии:

Детальнее остановимся на анализе экспрессионизма и сюрреализма, ведь в пределах этих двух течений искусство живописи занимало одно из ведущих мест. Экспрессионизм (от фр. ехргежиоп - выражение) - направление искусства, который возник как своеобразное возражение импрессионизма. Его апологетов интересовала не идея внешнего «впечатление», а внутренний мир человека, желание понять и возможность выразить его. Экспрессионизм - это интернациональное движение, которое сформировалось в сложный переходной период между первой и второй мировыми войнами и принес в творчество его ведущих представителей пессимистическое начало: чувство беспокойства, страха, растерянности, трагического предчувствия.

Экспрессионистическая живопись была представлена именами норвежского художника Э. Мунка (1863-1944) и французского художника Ж. Руо (1871-1958). Через все их произведения лейтмотивом проходит тема смерти - ведущий мотив экспрессионистического искусства, интерпретированный в картинах Ж. Руо «Кладбище», «Розп яття», «Старый король» и фактически на всех полотнах Э. Мунка - «Вопль», «Ужас», «Человек-гора», «Танец смерти» и др. Превалирование темного цвета и определенная деформация перспективы на полотнах норвежского художника создавали ощущение страха и беспомощности.

Традиции классического экспрессионизма продлеваются и во второй половине XX ст. Яркой фигурой экспрессионистического искусства в 70- 80-те года становится А. Райнер - австрийский художник, автор картин «Тела-позы», «Экстаз», «Маски смерти».

В роботах Э. Мунка, Ж. Руо, современных художников-экспрессионистов решаются проблемы смысла бытия, человеческой одинокости, не

198

ДАЛЬШЕ САЛЬВАДОР

(1904-1989) - выдающийся испанский живописец, знаковая фигура современного искусства.

Лейтмотивом творчества Дальше стала «тайна человеческого бессознательного». Именно в этом контексте следует воспринимать его живописные работы «Предчувствие гражданской войны». «Рынок рабов». «Невидимый бюст Вольтера», «Сон» и т.п.. Развивая художественные ориентиры сюрреалистического мистецва, С. Дальше предложил оригинальную модель интерпретации одного из краеугольных его мотивов - «мертвых часы», что изображенный на его полотне «Сохранения намятые»: мягкие циферблаты. Этот прием дал художнику возможность сделать ударение на «позачасовости» сюрреалистического направления вообще и его собственного творчества в частности.

возможности человеческого единения и согласие. Следует отметить, что экспрессионистическое мироощущение всегда було присущим и украинскому национальному самосознанию. Так, работы львовского художника О. Минька - «Отчаяние», «Молчание» и «Предостережение» - есть новым шагом в развитии «славянской ветви» европейского экспрессионизма.

Сюрреализм (от фр. зиггеаиизте - понадреализм) - один из основных направлений искусства XX ст. , який сформировался в 20-те года в Франции. Теоретиком этого направления был А. Бретон (1896-1966), концепции которого стимулировали творческие поиски художников-сюрреалистов практически во всех видах искусства. На мысль Бретона, творчество - это загадочный процесс, который не подвергается логическому толкованию, поэтому выдающиеся представители сюрреализма работали ассоциативным, алогичным методом, используя собственные сновидения.

Не будет преувеличением указать, что ярчайший сюрреализм оказался в живописи, ведь именно представителям этого вида искусства - бельгийцу Р. Магритту (1898-1967) и испанцу С. Дальше (1904-1989) - сюрреализм обязан своей популярностью.

Одной из ведущих тем произведений С. Дальше есть тема зречености и пессимизма, который вызывает ассоциации с тематической направленностью искусства экспрессионизма. Она ярко представлена в таких произведениях художника, как «Предчувствие гражданской войны», «Горящий жираф», «Христос св. Иоанна» и др.

199

Достойной альтернативой западному 20-модернизма х лет стал русский и украинский авангард, представленный такими художников, как В. Каменский (1884-1961), В. Кандинський (1866-1944), М. Бойчук (1882-1937), Д. Бурлюк (1882-1967), О. Богомазов (1880-1930) и др. Эти художники связывали свое творчество с утверждением национального самосознания, но вместе с тем не отделяли себя от процессов, которые происходили в европейской живописи.

Тяготение 20-живописцев х лет к практике художественных группировок можно считать логическим продолжением традиций, которые сложились на границе XIX-XX ст. В указанный период в среде живописцев возникли общие тематические и жанровые ориентации (историческая проблематика, психологический портрет и т.п.), что объединяли, хотя и условно, такие яркие личности, как А. Рябушкин (1861-1904), Б. Кустодиев (1878- 1927), В. Серов (1865-1911). Постепенно активизация этого движения обусловила появление художественных ячеек: «Мир искусства» (О. Бенуа (1870-1960), Л. Бакст (1866-1924) и др. ); «Союз русских художников» (К. Коровин (1861-1939), А. Архипов (1862- 1930), С. Виноградов, К. Юон (1875-1958) и др. ); «Голубая роза» (Г. Кузнецов, М. Сар'ян (1880-1972) и др. ); «Бубновый валет» (П. Кончаловський (1876-1956) и др. ).

Поиски и эксперименты формалистического плана, которые происходили в искусстве живописи в течение двух последних столетий, не могут перекрыть реалистическое направление, без которого создания более или менее целостной модели этого вида искусства было бы невозможным. Реализм (от лат. геа1и$т - настоящий) - художественное направление, которое раскрывает образы, характеры, обстоятельства в социально-историческом контексте, т.е. соответственно первичной реальности. В западноевропейском живописном искусстве XIX ст. это направление было репрезентовано в творчестве французского художника Ж. -Л. Давида (1748- 1825), в частности в его известном полотне «Смерть Марата», в некоторых роботах выдающегося испанского художника Ф. Гойи (1746-1828) - «Расстрел повстанцев», «Семья короля Карла IV» и др.

Искусство реализма в романтическом ракурсе было интересно представлено в раннем периоде творчества Э. Делакруа (1798-1863) и более всего оказалось в его картине «Свобода на баррикадах».

Весомый вклад в развитие реалистического направления было сделано русскими художниками О. Г. Венециановим (1780-1847), К. П. Брюлловым (1799-1852), О. А. Ивановым (1806-1858), П. А. Федотовим (1815-1852), а в дальнейшему его развили в своем творчестве художники-передвижники. Они старались популяризува-

200

РЕПИН ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ

(1844-1930) - русский живописец. Творчество И. Ю. Репина грунтувалася на реалистическом методе, который обусловил особенности образно-стилевой системы его работ. Искусству Репина было присущее движение «от единичного до общего». Живописец одинаково виртуозно владел техникой психологического нюансування при разработке конкретного характера (портреты А. Толстого, П. Стрепетовой. Г. Мусоргського и др. ) и практикой создания группового портрета («Бурлака на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Торжественное заседание Государственного Совета»). В своих творческих поисках И. Ю. Ренин тяготел к анализу «мо-ральнисних ситуаций», что давало змоиу художнику раскрыть средствами живописи психологическое состояние человека в момент морального выбора («Не ждали», «Отказ от сповйди", «Иван Грозный и сын его Иван»).

ты искусство живописи, организовывали выставки в разных городах страны. Итак, новый этап в развитии реалистического искусства был связан с творческой деятельностью целой плеяды выдающихся художников - И. М. Крамського (1837-1887), В. В. Верещагина (1842-1904), В. И. Сурикова (1848-1916), В. М. Васнецова (1848-1926), И. Ю. Репина и др.

Реалистическое направление в искусстве живописи XX ст. привлекал внимание ведущих художников Восточной и Западной Европы: М. И. Мурашка (1844-1909), С. О. Коровина (1858-1908), М. В. Нестерова (1862-1942) - Россия; Р. Гуттузо (нар. 1912) - Италия;

Р. Кента (1882-1971) - США; Ф. Г. Кричевського, Т. Н. Яблонськой и др.

Процессы, которые в течение XX ст. происходили в искусстве живописи Украины, связанные с художественными поисками его ведущих представителей: В. Касияна (1896-1976), М. Глущенка (1901-1977), М. Дерегуса (1904-1997), В. Зарецького (1925-1990) и др.

Ярким образцом связи украинской живописи со спецификой украинского национального самосознания есть творческий задел народных художников К. Билокур (1900-1961) и М. Примаченко (1908-1997).

Тенденции в живописном искусстве Украины свидетельствуют о том, что современные художники (Т. Сильваши, В. Будников, О. Животков и

др. ) активно работают в разных направлениях и, опираясь на опыт

201

КРИЧЕВСЬКИИ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ

(1879-1947) - украинский живописец, представитель семьи художников Кричевських. Работал в пределах реалистического художественного метода. В творчестве художника прослеживается полижанровая ориентация: «Довбуш», «Победители», «Веселые доярки» и др. Художественным поискам Ф. Г. Кричевського было присущее тяготение к философским обобщениям и анализу смисложиттевих проблем. В этом русле созданные его известнейшие полотна - «Три возраста» и триптих «Жизнь».

Характерной особенностью творчества Ф. Г. Кричевського есть тяготения к цикличности. Если некоторые работы художника только опосредованно связанные между собой («Невеста», «Сваты»), то триптих «Жизнь» и цикл картин «Екатерина» (по мотивам поэмы Т. Г. Шевченко) является ярким образцом определенной тематичеой направленности.

сделанного, идут своим творческим путем, который отвечает их мироощущению. Это является ярким доказательством того, что «связь времен в живописи» не перерывается.

ЯБЛОНСЬКА ТАТЬЯНА НИ-

ЛИВНА (нар. 1917) - украинский живописец. Закончила художественную мастерскую Ф. Кричевського. В ее творчестве органически соединились лучшие традиции украинской живописи и авторские новаторские поиски. В своих произведениях художница удается как к художественным обобщениям - «Тишина». «Зеленое окно», «Вечер. Старая Флоренция», так и к образной конкретике - «Восстановление Крещатика». «Вместе с отцом» и др. В творчестве Т. Н. Яблонськой отразилась специфика ее естественного мировоззрения, которая стимулировала появление таких работ, как «Вечер на лузе». «Зима в старике Киеве». «Июнь». Особое место в художественном наследстве художника занимает картина «Хлеб», что сделала имени Т. Н. Яблонськой широко известным как в стране, так и за ее пределами. Это произведение естетизуе и поэтизирует процесс работы и символизирует единство человека и природы.

ЛИТЕРАТУРА

Аристотель. Сочинения: В 4 т. - Г. , '1976.

Буало Никола. Искусство поэтическое. - Г. , 1967. Волков И. Ф. Творческие методы и художественные

системы. - Г. , 1989.

Еремеев А. Ф. Границы искусства. - Г. , 1987.

Идеология, мораль, искусство. - К. , 1990.

Кучерюк . Ю. Социальные функции искусства //

Эстетика. - К. , 1991.

Левчук Л. Т. Западноевропейская культура XIX ст. //

История мировой культуры. - К. , 1994.

Мазепа В. И. Художественная реальность в составе

культуры // Искусство: художественная реальность и

утопия. - К. , 1992.

Минералов Ю. К. «Поэзия есть преобразования мысли» (К

поетики О. О. Потебни) // Философская и социологическая

мысль. - 1993. - № 3.

Панченко В. Ґ. Искусство в контексте культуры. -

К. ,1998.





Вернуться назад