Технология етнокультурного воспитания школьников


(По опыту организации фольклористично-етнографичной деятельности учеников украинской гимназии №6 г. Харькова)

Процесс создания государства и развития гражданского общества в Украине совпадает с ее постепенным вхождением к Европейскому сообществу. Выход нашей страны на мировое информационно-культурное пространство объективно побуждает к перениманию духовных ценностей Запада. В то же время процесс транснационализаций культур вызывает противодействие глобализации как потребность утвердить уникальность своей культуры и языка, опираясь на национальные традиции и ценности. Именно поэтому возникшая острая необходимость поиска эффективных технологий воспитания личности в динамических условиях настоящего, экспериментального отрабатывания путей его осуществления етнокультурними средствами.

Каждое поколение делает свой выбор, ищет свои средства воспитания социально активной, творческой личности. Невозможно построить стратегию своей жизнедеятельности без учета многовекового опыта и традиций предшественников. Традиции обеспечивают наследование ценностей, в том числе етнокультурних. Пренебрежительное отношение к культурному наследству приводит к нарушению наследственности в развитии общества и культуры, к потере духовных достояний народа.

Мы определяем етнокультурне воспитание как етносоциальний процесс формирования личности, которая обеспечивает етнизацию детей, как неотъемлемую составляющую их социализации. Процесс етнокультурного воспитания обеспечивается усвоением етнокультурной информации, творческим участием в развитии родной культуры. Сохранение етнокультурних традиций влияет на целостность этноса, стабильность общества и государства. Педагогика етнокультурного воспитания призвана оказывать содействие гармонизации межэтнических, межнациональных отношений и обогащению культур.

Содержание етнокультурного воспитания заключается, во-первых, в усвоении родного национального языка, во-вторых, в усвоении культурных традиций и развития их. Семья, общеобразовательные и профессиональные учебные заведения и другие социальные институты принимают участие в этом процессе из детства. Проблемы с внедрением национального языка остро ощущаются на территориях межэтнических контактов, где под влиянием политических и культурных обстоятельств у титульного этноса уменьшается сфера межличностного общения родным языком, а во многих его представителей национальный язык теряется, етнокультурни традиции переходят из активного функционирования в пассивную память. Мудрая государственная политика, настойчивость, инициатива национальносвидомих граждан должны постепенно изменять ситуацию на лучше. Актуальным есть вопросы етнокультурного воспитания подрастающего поколения в поликультурном пространстве Восточной Украины, в частности в таком мегаполисе как Харьков.

Современная теория педагогики определяет воспитание, которое является частью социализации личности, как способность к развитию на протяжении всего жизнь в процессе усвоения и воспроизведение культуры общества [1, 266].

Одним из эффективных средств воспитания, которое оказывает содействие всестороннему развитию личности школьников и молодые, есть деятельность, которая грунтуется на изучении, усвоении и трансляции украинской традиционной народной культуры (ТНК) как общественно-исторического явления, в котором отразилось мировоззрение, морально-этические и эстетичные ценности украинского народа. Из глубокой давности и до сих пор они служат его национальному самоопределению, общественной консолидации, гуманизации межличностных отношений людей.

Воспроизведение и трансляция культуры, духовности начинается из углубленного изучения ее старинных традиционных и лучших современных достояний. Исходя из этого, мы решили начать целенаправленный поиск сокровищ украинской традиционной народной культуры на территориях Слободского края. Определенный опыт поисковой и исполнительской деятельности автор статьи приобрела как певица известного в Украине исследовательско-исполнительской компании «Муравський путь», с которым связала свою судьбу еще 1986 года. Этот опыт было использовано при создании фольклористично-етнографичного кружка «Мережка» в украинской гимназии №6 1991 года. Гурткивци «Мережки» занимались изучением украинской ТНК, воссоздавали изделия декоративно-ужиткового искусства, овладевали народной манерой пения, выполняя песни годового круга праздников и других жанров музыкального фольклора Слободского края. С целью практического изучения украинской ТНК и расширение песенного репертуара гурткивцив мы начали экспедиционную работу. 1991 года гурткивци впервые поехали в дер. Полевую Дергачивського района Харьковской области. Оно оказалось настолько богатым на песенный фольклор, что мы продолжаем исследование традиционной народной культуры и музыкального фольклора в этом поселке и до сих пор. Экспедиционная работа захватила гимназистов своей новизной и значимостью результатов. Дети ощутили себя причастными к ответственной «взрослой» делу. Летом 1992 года состоялось первое изменение областного фольклористично-етнографичного лагеря, благоустроенного Областной станцией юных туристов возле села Двухлетнего Дворичанського района. Руководителями поисковых отрядов выступили педагоги-народознавци и руководители кружков народоведческого направления Харькова и Харьковской области. Следствием фольклористично-етнографичних экспедиций лагеря стало издание книги «Традиционная народная культура Дворичанського района Харьковской области» [2].





Вернуться назад