Обряд как социально-культурный феномен

Главная - Культура - Обряд как социально-культурный феномен

Современная социально-культурная практика в Украине характеризуется трансформационными процессами, ориентированными на возрождение, сохранение и развитие национальной культуры. Знание своей родословной, исторических и культурных достояний предков необходимые не только для подъема национального достоинства, а и для использования лучших традиций в культурной практике настоящего.

В деле преодоления нигилистического отношения к культурному наследству, поиску путей удовлетворения социально-культурных запросов украинцев важного значения приобретают знание, которые находятся в сфере внимания философии, народоведения, культурологий, педагогики, истории, психологии - наук, объектом исследования которых есть народы, их культура и быт, происхождение (этногенез), расселение, процессы культурно-бытовых отношений на всех этапах истории.

Среди научных задач, которые выделяются украинскими учеными-культурологами как приоритетные, рядом с исследованием современных трансформационных процессов в сфере культуры, изучением истории украинского народа, определяются такие, как реконструкция традиционных форм общественной жизни и культуры украинцев, исследование изменений в ходе исторического развития (языка, особенностей хозяйственной деятельности и т.п.), анализ современного состояния культурно-бытовых традиций народа, оценка их роли в жизни людей, и т.п..

Анализ литературы удостоверяет, что современные исследования национальной культуры сосредоточенные преимущественно на традиционно-бытовой сфере - обычаи, обряды, народное искусство, фольклор и т.п.. И это оправданно. Ведь памятки культуры создаются возрастами, хотя, к сожалению, не на возрасты. Прослеживая эволюцию обычаев, традиций, мы замечаем, как исчезает - иногда необратно - немало элементов, а то и целых комплексов традиционной культуры и быта. Тем не менее духовность народа - явление не преходящее: традиционное органически входит в современное, сегодняшнее. Изучение обычаев, традиций имеет чрезвычайно важное значение для решения проблем соотношения, взаимодействия современной, городской и сельской, культуры с давней, роли традиций в сферах нравственно-бытовой и художественный.

В научной литературе указанная проблема рассматривается в разных аспектах. Так, А. Арнольдов, К. Давлетшин, О. Колесник и другие исследуют особенности национальной культуры как социокультурного феномена, Ю. Аратюнян, В. Мухина, М. Левша анализируют ее роль в современной полиэтнической общественной жизни и т.п..

Проблема национально-культурного возрождения привлекает внимание многих современных исследователей и научный работников, деятелей культуры и образования, в частности - С. Ковровщика, О. Курочкина, Ю. Чори, И. Суханова и др.

При всестороннем исследовании народных традиций и обычаев ряд ученых первостепенного значения предоставляют выяснение таких феноменов, как «национальное сознание» (М. Боришевський, П. Игнатенко), «менталитет'(Л. Гумильов, Н. Моисеева), «национальный характер» (С. Безклубенко, И. Кон).

Целью данной статьи есть выяснения сущности и роли в становлении обычаев, традиций такого общественного явления, как обряд.

В научной литературе существует немало разных подходов к осмыслению этого явления и его трактование. Обряд и обрядовые церемонии могут существовать и существуют как самостоятельно, так и в комплексе более сложных социальных явлений, в частности праздников, - считает М. М. . Закович . (3:25)

Д. М. Угринович, в своих исследованиях рассматривает обряд как символическое действие, целью которой являются пробуждения в воображении его участников определенных, образов, представлений и чувств, связанный с обычаями и традициями, и есть их элементом. А обычай трактует как стереотипный способ человеческой деятельности, которая копируется новым поколинням. (4:5) По нашему мнению, эти утверждения не являются достаточно корректными: ведь любой обряд и е «стереотипным способом человеческой деятельности». Точнее было , возможно, было сказать, что обряд представляет ядро любого обычая, его носителем и «стабилизатором«, »консервантом«.

Вместе с тем, как указывает И. Фурсин, обряд - это специфический способ эмоционального снаряжения общественных явлений и событий сугубо художественными средствами. «Обряжение», за Фурсиним, - это определение и интерпретация социально значимых объектов общественных и межличностных отношений с помощью символических образов и «эффекта усиления. '(8)

Возникновение обряда отходит своим кориннням в далекое прошлое и находит свое выражение через мышление человека: «Тождественность субъекта и объекта, мира живого и безжизненного, слова и действия, приводят к тому, что сознание первоначального общества вооруженная только повторениями. Тождественность и повторения ставят знаки уравнения между тем, что происходит во внешнем мире, и в жизни самого общества; вкладывая новое содержание в реальность, это общество начинает компоновать новую реальность, иллюзорную, в виде репродукции того самого, что оно интерпретирует: это и есть то что мы называем обрядом и что в мертвом виде становится привычкой, праздником, игрой». (6:54)С. А. Токарев, в своих исследованиях дает такое определение обряда: «это такая разновидность обычая, цель и смысл которого, - отражение (преимущественно символическое) некоторой идеи, чувство, действия или замена непосредственного действия на предмет представления (символическим) влиянием». (7:6). Обряд и ритуал, по словам Токарева, представляют собой формализованное поведение или действие, которое имеет преимущественно символическое значение и оказывает содействие укреплению связей между членами группы или группами. (8)