Театр для детей и юношества в франций


(опыт воспитания через театральное искусство)

Исследование зарубежного опыта художественно-эстетичного воспитания средствами театрального искусства является актуальной задачам украинского искусствоведения и педагогики. Театральное искусство имеет огромное значение в социально-культурной жизни человека, в частности, подрастающего поколения, как полно самодовлеющая сфера влияния человеческого чувства и интеллекта.

До недавнего времени проблема культурного воспитания была связана для западных ученых в первую очередь с кино и телевидением, и только в последнее время в результате расширения сферы театра для детей и юношества повысился педагогический интерес к продукту театра, в частности, в аспекте воспитания средствами театрального искусства.

Более как 200 университетов и колледжей США включили в свои программы курсы детского воспитания средствами театра. Интересный опыт воспитания через театр есть в Англии, Дании, Германии, России, Японии. В Франции 70-в конце х лет созданы 6 первых национальных драматических центров для детей, которые финансируются государством.

Ряд исследователей театра подчеркивают, что занятие искусством, в частности, театральной деятельностью, является важным средством социализации личности. Историческая эволюция роли социально-педагогических условий эстетичного воспитания раскрыта в педагогике, философии, искусствоведении (С. Д. Безклубенко, А. В. Луначарський, В. И. Мазепа, К. Б. Соколов). Важное значение для исследования данной проблематики имеет теория эстетичного воспитания как средство гармонизации и социализации личности (Ю. У. Фохт-Бабушкин, М. В. Гончаренко, М. С. Коган, А. С. Макаренко, В. О. Сухомлинський). Социально-культурный контекст как фактор условий эстетичного воспитания разрешает определить детерминанты художественного развития личности (И. А. Зязюн, О. Ф. Васильев, Н. Б. Крылова, М. Ф. Овсянников, Ю. О. Станишевський, В. И. Чепелев). При комплексном исследовании проблемы воспитания средствами театра важными есть научные работы Н. М. Корниенко, О. М. Семашко, Г. О. Товстоногова, Г. П. Юри, В. И. Немировича-Данченко (1).

Режиссер Луисвильського (США) детского театра, драматург, автор книги «Детский театр: философия и метод» М. Гольдберг обгрунтовуе общеметодологические подходы относительно воспитательной роли театральной деятельности и внедрение в учебную практику общеобразовательных школ программ по театральной делу и практики, которая оказывает содействие эстетичному образованию и воспитанию подрастающего поколения (6).

По мнению автора, программа эстетичного воспитания должна включать следующие параметры: 1) знакомство с основными категориями, терминологией. «языком» основных видов искусств; 2) участие в творческой деятельности, т.е. эстетичном процессе; 3) широкое ознакомление с событиями культурной жизни, т.е. привлечение к формированию и трансляции культурных ценностей (6). Подчеркнем, что М. Гольдберг отмечает, - процесс привлечения к ценностям театрального искусства имеет три степени: участие в театральном спектакле с использованием естественного желания ребенка к игре; ознакомление в ходе этого участия с театральным стилем, который разрешает ребенку понять специфику произведений искусства, которые имеют эстетичные параметры и эстетичные коды. Со временем, на решающей стадии ребенок учит устанавливать взаимосвязь между искусством и реальной жизнью, которая формирует самосознание ребенка.

Автор принципиально различает «эстетичное воспитание» (воспитание творческого мышления) и «эстетичное обучение», т.е. усвоение определенных приемов, техники искусства (6).

Основная идея Б. Тарау - Ларег (7) состоит во внедрении в систему школьного воспитания театра, который обеспечит развитие творческой составляющей личности ученика.

В основе своего метода он усматривает игру как главный метод обучения и воспитание. Автор предлагает ввести в учебный план предмет - театр, который будет включать следующие разделы: история театра, информация относительно процесса создания спектакля, изучение практики театрального производства. Главным аспектом данного направления работы есть самодеятельной школьный театр (7).

Необходимо подчеркнуть, что важным направлением художественного воспитания подрастающего поколения есть деятельность профессиональных театров для детей.

Некоторое воображение относительно деятельности детских театров современной Франции дает информационный бюллетень Французской ассоциации театров для детей и юношества (национальный центр АССИТЕЖ).

В 70-концы лет в Франции впервые начали работать шесть государственных театров для детей - Национальные драматические центры в Сарыче, Лили, Лионе, Нанси и Париже (в предместье Сен-Дени и Сартрувили). Эти театры финансируются государством и местными органами власти. Кроме того, в 80-середине лет 440 частных театров и труп усвоили детский репертуар (4).

Так, Национальные драматические центры в Сарыче и Сартрувили в своем репертуаре имеют: современную сказку-комедию «Крокомитен» (для детей 7 лет) в Сарыче и «Жорж Данден» (для детей 13 лет) в Сартрувили.

Национальные драматические центры в Нанси и Лили включили в свой годовой репертуар по две детских спектакля, в частности Нанси - музыкальную сказку С. Прокоф'ева « Петя и волк». Наряду этим действуют репертуарные театры. Как традиционный репертуарный театр работает Лионський национальный драматический центр. В его афише 5 названий детских спектаклей: сказка «Тайна» Р. Демарси, «Кукурику» П. Маара, «Голубые глаза дракону» С. Акири, дедектив «Центральный парк» Э. Родеза, «Водный цыпленок» польского классика С. Виткевича.

Необходимо указать, в Франции есть репертуарные театры, которые специализируются на конкретной тематике. Так, например, трупа «Познание классики» (Париж) предлагает афишу с 14 названий для детей: «Басни Лафонтена», «Роман о Лисице», «Фарс о метре Патлене», композиция «Игра слов» по произведениям Превера, Кено, Виана.

Трупа «Компани Сганарель», что работает в Парижском районе, показывает детям комедии Мольера (5 наименований), спектакль «Федо» А. Чехова, «Кнок» Ж. Ромена и др.

Интересным есть репертуар труппы «История театра». Почти все пьесы в репертуаре этого коллектива написал его руководитель Д. Нетер, в основе сюжета исторические события Франции. Например, спектакль « В поисках Олимпио» воссоздает, как отмечается в аннотации, образ Виктора Гюго - поэта, человека, общественного деятеля. Спектакль «Жана Лотарингська» рассказывает о жизни и военном пути Жанны д'арк. В репертуаре этой труппы 3 поэтических спектакля за стихами Арагона, Бодлера, Елюара, Буало.

Часто Французские театры для детей и юношества обращаются к классической драматургии. Пьесы предлагают детям в адаптированной к определенному возрасту форме. На афишах фигурируют Мольер, Лабиш, Гюго, Ростан, Доде, Чехов. Один из театров показывает адаптированного Шекспира («Репетиция в лесе», Н. Батая за комедией « Сон в летнюю ночь»).

Достаточно широко в репертуаре театров представленная классика ХХ столетие: А. Сент-Экзюпери («Маленький принц»), Е Ионеску («Стуле»), С. Бекет (« В ожидании Годо»), Ф. Кафка («Землемер»).

За классическими произведениями предлагаются спектакля - монтажи: «Поэзия свободы» (Арагон, Деснос, Хикмет, Превер).

Жизнь и творчество выдающихся деятелей - литераторов, вчених, политических деятелей используется як материал для спектакля историко-биографической тематики. Среди них «Гракх Бабеф», «Вольтер», «Жизнь Паскаля».

В репертуаре театров много спектаклей за сказками и легендами разных стран мира: «Пинокио», «Василиса Волшебная», «Маленький Гаргантюа» «Улис», «Икар», «Сказки моей Франции», индийские легенды 'Аладин и волшебная лампа', «Приключения Братца Кролика».

Театры не ограничиваются традиционными постановками пьес, они выгадывают новые формы выстави_-импровизаций, выстави_-игры с привлечением детей к действу.

Среди оригинальных спектаклей для малышей - «Азбука», где средствами театральной техники проецируються изображение разных животных. В спектакле «Поры рока» под музыку А. Вивальди мишка путешествует по порам рока.

Некоторые трупы, например, Центр драматического творчества в г. Лорьен, на протяжении многих лет проводит в школах города, специальных театральных клубах занятия, которые развивают творческие способности детей.

Заслуживает внимания программа Национального драматического центра для детей и юношества парижского предместья Сен-Дени (Театр «Пом'вер»). В его репертуаре две выездных спектакля. Первая - «Между двумя волнами» Ж. Рулана, вторая - «30- театральных сундучков». В тридцати небольших сундучках размещаются макеты театрального оформления, освещение, реквизит в миниатюре. Постепенно во время обзора рассматривается наполнение сундучков и разыгрывается история выдуманных персонажей, сундучка изменяются, изменяется освещение и во время этого действия дети разыгрывают сценки.

Информационный^-информационное-организационно-информационное управление деятельностью театров для детей и юношества осуществляет Комиссия по культурной работе при Учебных округах, которые есть во всех административных территориях Франции и которые подчиняются Министерству образования.

Информация относительно детских театров и труп, которые имеют в своем репертуаре спектакля для детей, которые работают на определенной территории, собирается и обрабатывается Комиссией по культурной работе соответствующего округа. В 1978 году был введен порядок одобрения и утверждение детских спектаклей Комиссией по культурной работе. Главной задачам Комиссии является координация действий всех заинтересованных сторон в развитии культурной деятельности в школе - администрации, преподавателей, культурных организаторов, деятелей искусства.

Необходимо указать, что информация относительно детских спектаклей и других мероприятий сохраняется, анализируется и систематизируется Комиссией и распространяется между школами.

Комиссия также предоставляет организационную и финансовую помощь школам в осуществимые театральных спектаклей. В состав Комиссии входят инспектора Министерства образования, директор Центра исследований по проблемам педагогики театра, представители Министерства культуры, Министерства молодежи и спорта, деятеле искусства. Председательствующим

Комиссии есть ректор Учебного округа.

Комиссия утверждает план театральных спектаклей в школах соответствующей административной территории, репертуар и необходимое финансовое обеспечение (3; 4).

Литература

1. Белый Л. К. Педагогический^-педагогические-педагогичные-социально-педагогичесЯАе условия эстетичного воспитания детей средствами самодеятельного художественного творчества: Автореферат дис... канд. пед. наук:13.00.05/ КДИК. - К. ,1994. -18с.

2. Корниенко Н. М. Театр как диагностическая модель общества (Некоторые универсальные механизмы самоорганизации художественной культуры): Дис. д-ра искусствоведения в форме наук. доп. : 17.00.01/ АН Украины. -К. , 1993. -77с.

3. Theatre en France pour L'enfance et la jeunesse. Saison 1984-1985. - Paris: ATEJ, 1985. -252p.

4. Theatre en France pour L'enfance et la jeunesse. Saison 1983-1984. - Paris: ATEJ, 1984. -384p.

5. Jenkins L. W. Children and Community: Bondings and Deep strings // Children's Theatre Review. -1984, Vol. 33. - P. 3-7.

6. Goldber M. Aesthetic Development: A Position Paper // Children's Theatre Review. - 1985, Vol. 34. -N 1. - P. 3-6.

7. Tharau-Laregh B. Erziehung zum Theater untersucht am Beispiel bayerischer Hauptschulen //Forschheim. - 1984





Вернуться назад