Комическое и трагическое
Понятие трагического
Трагедия - суровое слово, полное безнадежности. Оно несет в себе холодный отблеск смерти, от него веет ледяным дыханием. Но подобно поэтому как свет и тени делают предметы для зрения объемными, сознание смерти заставляет человека острее переживать всю привлекательность и горечь, всю радость и сложность бытия. И когда смерть рядом, то в этой «пограничной» ситуации ярче видно все краски мира, его эстетичное богатство, его чувственная привлекательность, величие обычного, четче проступают истина и фальшь, добро и зло, сам смысл человеческого существования.
Трагедия - всегда оптимистичная трагедия, в ней даже смерть служит жизни.
Итак, трагическое раскрывает:
1. гибель или тяжелые страдания личности;
2. непоправимость для людей ее потери;
3. бессмертные общественно ценные начала, заложенные в неповторимой индивидуальности, и ее продолжение в жизни человечества;
4. высшие проблемы бытия, общественный смысл жизни человека;
5. активность трагического характера относительно обстоятельств;
6. философсько осмысленное состояние мира;
7. исторически, временно неразрешимые противоречия;
8. трагическое, воплощенное в искусстве, влияет на людей.
Большое искусство всегда нетерпеливо к грядущему. Оно торопит жизнь. То, что Гегель называл трагической виной героя, есть странная способность жить, не приспосабливая к несовершенству мира, а исходя из представлений о жизни, которым оно должно быть. Такое несогласие с окружающей средой чревато пагубными следствиями для личности: над ней нависают грозовые тучи, из которых, в конце концов, ударяет молния смерти. Однако именно не желающая ни с чем соглашаться личность прокладывает путь к более сделанному состоянию мира, страданием и гибелью открывает новые горизонты человеческого бытия.
Центральная проблема трагедийного произведения - расширение возможностей человека, разрыв те границы, которые исторически сложились, но стали тесными для наиболее смелых и активных людей, одухотворенных высокими идеалами. Трагический герой прокладывает путь к будущему, он подрывает отстоявшиеся границы, он всегда на переднем крае борьбы человечества, на его плечи ложатся наибольшие трудности. Трагедия дает концепцию жизни, она раскрывает ее общественное содержание. Суть и цель человеческого бытия невозможно найти ни в жизни для себя, ни в жизни, смещенным от себя: развитие личности должен идти не за счет, а у имени всего общества, у имени человечества. С другой стороны, все общество должно развиваться в человеке и через человека, а не вопреки ней и не за счет человека. Такой высший эстетичный идеал, такой путь к гуманистическому решению проблемы человека и человечества, такой концептуальный вывод, предлагаемый всемирной историей трагедийного искусства.
Понятие комического
«Толковый словарь» пишет: «Смех - короткие и сильные выдыхательные движения при открытом рту, которые сопровождаются характерными прерывчатыми звуками». Все верно. Но если бы в смиха было лишь это, то он требовался только для того, чтобы валить карточные домики, и никогда не стал бы предметом эстетичного рассмотрения.
На деле смех, как отметил Салтиков-Щедрин, оружие очень сильное, так как ничто так не сбивает из толка порок, как сознание, что он раскрыт, и что по поводу его уже раздал смих. . Герцен писал, что «смех одно из самых могущественных орудий разрушения; смех Вольтера бил и жег, как молния. От смеха падают идолы, падают венки и оклады, и чудотворная икона делается почорнившою и глупо нарисованной картинкой».
Вернуться назад