Обогащение народносценичного танца формотворчими элементами классического балета, эстрады, спорта, акробатики

Главная - Культура - Обогащение народносценичного танца формотворчими элементами классического балета, эстрады, спорта, акробатики

Одной из характерных отличий украинской хореографии, высочайшим техническим достижением танцора есть еlеvаtиоn - умение по возможности дольше продержаться в воздухе в той или другой зафиксированной позе, ballon (об этом писали неоднократно и балетмейстеры, и балетознавци), без елеваций нет танца балета. В елеваций есть порыв вверх, старание высвободиться от земного тяготения. Наверно ни один танец в мире не имеет такой резко подчеркнутой елеваций, как украинский. Анализируя движения, построенные на елеваций, а особенно те, в которых наслидуються повадки зверей, птиц (ястреб, щупак и т.п.), убеждаемся, что танцор взлетает у воздуха с одного темпа, если выполнению не передует preparation (подготовка). Если подготовка тоже движение, то он требует для себя соответствующего сопутствующего развития.

Тем не менее, низ заметить, что элевационный элемент в объединении ballon, присущий женскому классическому танцу, почти семь отсутствующий не только в женских украинских танцах, но и в большинстве народных танцевальных культур. Развитие елеваций оказывает, что, несмотря на общность единого источника древнерусской хореографии, украинская, русская и белорусская существенные отличия. Особенно это заметно в стрибкових их: кольцо, воздушная рознижка, щупак и др.

Классический балет в период его блестящего развития на русскому национальному грунти сделал много заимствований из украинской танцевальной лексики, обогащая, прежде всего, мужской танец. "Нет такого движения в классической хореографии, который не был бы порождением народной хореографии. Это одинаково касается и партерных, и воздушных движений", - рассказывал на лекциях и демонстрировал на прекрасных иллюстраторах Р. Захаров.

Хореография, безусловно, не берет из других форм искусства элементов, несвойственных для того или другого вида, жанра. Механическое перенесение движений с одного вида хореографии к нему обедняет выразительные возможности искусства, поднимает его только формотворчу, но и идейно - тематическое построение. Нужна филигранная обработка движения в целом, его деталей, хозяйничанье их новым завданням.

Одна из интереснейших страниц обоюдного искусства синтеза - это объединение классического танца с украинским народным. Балетмейстеры, заимствуя движения, жесты, позы или отдельные элементы классического танца, усложняют их, творчески осмысливают, предоставляют им новой формы, манеры выполнения. Некоторые классические движения в более - менее измененном виде в совокупности с другими снова вошли в лексику украинского народносценичного танца.

Вместе с другими движениями героического мужского танца некоторые насични движения в несколько измененном виде пополнили арсенал украинской лексики. "Преобладающая сфера мужского танца воздуха, на высоте в разных темпах елеваций разворачиваются смелые, седые фигуры - кабриоли, антраше, заноски, круговые движения, револьвати. Энергия, сила, инициативность, отвага в сочетании с ним расчетом, вдохновением, порывом - такие неотъемлемые качества воздушного мужского танца" отмечал В. М. Богданрв Березовский, имея на внимании классический танец. Прибавим: характерно и украинскому танцу. Довольно вспомнить разновидность двойных воздушных туров, выполнение которых в украинские) народных ансамблях граничит со сногсшибательной виртуозностью (двойные туры - дупле, двойные туры с прижатыми ногами рознижка в туре и др. ).

И наряду этим героический мужской танец классических балетов вобрал у себя элементы разнообразнейший национальных танцевальных культур и строится на антраша, кабриолях, жете разнообразных прыжках, виртуозных оборотах на партере и воздухе.

Творческое взаимообогащение классического и народного танца расширяет границе пластического языка, предоставляет ей многоплановости, этом процессе значительную роль сыграет не только количество (которого, вещи, настоящие художники не захватываются),а и качество, стилистической обусловленность трансформации структурных частиц того или другого движения из арсенала классической или народной лексики. Скажи народные танцоры усовершенствовали партерные туры - пируэты. Вар отметить , что, имея одинаковое название (партерный тур, или общеупотребительный - пируэт), за своей структурой, а также технологией выполнения они отличаются от классических. Существенное отличие имеют preparation (в украинском танце - незаметное затактовое движение, на котором большей частью не фиксирует внимание зрителя) и кульминация па (имеем на внимании традиционные по классического танца после окончания обращения). Отличный в темпе выполнения.

Развитие современного классического танца, бесспорно, змея канонические формы прыжков, особенно их фиксацию. Переосмысление и переинтонування постоянных, традиционных фор движения расширяют его образно - действующую амплитуду. В современных балетных спектаклях наблюдаем, как, завершая виртуозный - прыжок, танцор приходит в arabesque или attitude объединяя их со следующим па. Напомним, что именно в нестойкости этих положений заложенная дальнейшая динамика, а объединение их в следующих па ведет к органическому строению хореографической фразы, периода, строрюючи логическое развитие действия. Этот принцип внедряется сейчас и в народном танце. На основе технологии обращения, присущего женскому классическому танцу, в объединении в основном с en dedaus, в порядке исключения с en dehors, создан целый ряд женских круток: веретено, крутка по диагонали на одной ноге, крутка с флик - фляком, и т.п..